Кому по силам "чертовы путы"?

   
   

Октябрь, 2010 год. Первый в СКФО фестиваль "Кавказские игры". В живописном местечке в Карачаево-Черкесии выросли площадки для спортсостязаний, и раскинулись национальные подворья Ставрополья и республик Северного Кавказа. В каждом их них - колоритные сувениры, поделки народных умельцев.

Полпред Александр Хлопонин неожиданно задержался на ингушском дворе. Хотел было пройти мимо, да простые на первый взгляд деревянные предметы оказались заковыристыми штучками... И разобраться в секрете одного из них Александр Геннадьевич смог только с помощью школьного учителя Султана Мерешкова.

Как-то в начале 1980-х Султан принес домой кубик Рубика. "Что это ты крутишь, - заинтересовался отец, - получается?" Рассмотрев цветную головоломку, он смастерил из ленточки сыромятной кожи и двух деревянных дощечек ингушскую "логическую забаву", название которой на русском звучит как "чертовы путы". Нужно разъединить все три составляющие части, "освободить" друг от друга. Сделать это оказалось посложнее, чем собрать грани кубика одного цвета.

Смекалка, тренировка

С этих самых "чертовых пут" и стала складываться мерешковская коллекция народных забав, что веками служили местной детворе, и, увы, сегодня практически не востребованы...

- Чисто национальных игр мало, - считает Султан Алаудинович. - Не исключено, что и у других народов есть схожие по правилам и условиям.

Игры, как часть культуры, путешествуют по миру - общение с ними начинается в детском возрасте и запоминается на всю жизнь. Незамысловатые забавы ненавязчиво воспитывают, учат сметливости.

- "Чертовы путы", к примеру, развивают логическое мышление и моторику пальцев, устанавливают последовательность движений, - рассказывает Султан.

Он собрал, описал и проиллюстрировал около 40 игр, имеющих название в ингушском языке. "Это, пожалуй, самая верная формулировка, - отмечает Мерешков. - Если есть название в языке, значит, игра здесь родилась или прижилась". Жаль, подготовленная книга (рабочее название - "Ингушские игры") пока так и не издана. До детских ли забав сегодня Северному Кавказу? Именно до них - нынешнее поколение о народных играх знает мало, первенство, увы, за компьютером.

- На одном только Интернете далеко не уедем, ребенку необходим разносторонний подход, игры должны быть как подвижные, так и развивающие, - говорит он.

Горские салазки - из жизни, не из сказки

Детство Султана, как и большинства его сверстников, было непростым. Мальчишка и родителям помогал и учился. И все же оно было - благодаря отцу, старавшемуся как можно больше времени уделять своим троим детям. Алаудин Мерешков сам мастерил игрушки для них, рассказывал правила, вместе с ними играл. Зимой становились на горские салазки - и с горы! Сегодня салазок таких не найти - вот они какие, рисует Султан: укороченная лыжа с изогнутым в виде подковы поручнем из орешника. Об играх, в которые играли в свое время ингушские дети, он рассказывает детворе XXI века на уроках этнографии. Оценок здесь не ставят - факультатив. Про игры всего один урок в обширной теме "Этнография", охватывающей несколько пластов истории и культуры народа. Но главное, он старается научить молодое поколение человеческому языку: "адамий матт" по-ингушски. "Это значит - понимай других и не делай людям того, чего ты не желаешь себе", - говорит Султан.

Определенное созвучие с христианскими заповедями, что еще раз подтверждает - все народы хотят жить в мире и согласии испокон веков. И ломать голову над "чертовыми путами" из кожи и дерева, а не над теми проблемами, что пытаются сбить Кавказ с мирной дороги.

...Вице-премьер Хлопонин присел на корточки рядом с Мерешковым - ингушская игрушка заинтересовала всерьез. Их не торопили - логический узел они не спеша разбирали вместе. "Уверен, что у него получится сделать много полезного для Северного Кавказа и всей страны, - признался мне позже Султан Алаудинович, - он по-настоящему вникает во все, старается понять и помочь".

Смотрите также: