Артем Мельников: "Хватит бить по хвостам"

   
   

Проблемы терроризма и экстремизма - болезненная тема современного Северного Кавказа.

Истоки ищут в провальной социально-экономической ситуации, дающей "почву" для вкрадчивой "работы" всевозможного рода вербовщиков. Они нередко находят среди молодежи СКФО податливых и готовых выполнять волю сомнительных "наставников" парней и девушек. В том, что агрессивная и безликая волна терактов периодически накатывает на округ, начальник Главного управления Генеральной прокуратуры в СКФО Артем Мельников склонен видеть недостатки работы правоохранительных органов. Об этом не так давно Артем Вячеславович рассказал журналистам региона.

О статистике

Сегодня цифры статистики, говорящие всего о 4-х десятках преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных в округе с начала года, истинного положения дел не отражают. Понятие экстремизма намного шире понятия терроризма, по сути - крайней формы экстремистских проявлений. Здесь цифры гораздо реальнее - за 8 месяцев в округе выявлено 246 преступлений террористического характера, что составляет 75% от общего количества зарегистрированных преступлений в целом по России. Продолжаются посягательства на жизнь военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в субъектах СКФО. Их число уже превысило 250, причем подавляющее большинство совершено в Дагестане, КБР и Ингушетии. Бесспорно, цель таких акций - дестабилизировать обстановку. Бандиты для конспирации перемещаются из одного субъекта в другой - поступают сообщения об их концентрации в КБР, ЧР, Ингушетии и Дагестане.

О новой тактике и подпитке терроризма

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с новой тактикой использования террористов-смертников. Пешком, на машинах и велосипедах они пытаются совершить теракты, подрывы. Не вызывает сомнений, что подбор и подготовка кандидатов в смертники предполагает наличие организованной системы и материальной базы.

Помимо многочисленных убийств сотрудников органов правоохраны убивают и представителей власти, религиозных деятелей - тех, кто противостоит радикальной догматике. У террористов широкая пособническая база, особенно из числа родственников и т.н. сочувствующих. Они помогают с питанием, медикаментами, предоставляют жилье. Работа же по установлению, разоблачению и розыску пособников НВФ пока еще не достигла желаемого уровня. Здесь стоит обратить внимание на опыт правоохранительных органов ЧР, где с начала года возбуждено более 70 уголовных дел, к ответственности привлечено 197 пособников боевиков.

Основными дестабилизирующими факторами в округе, способствующими распространению радикальных и экстремистских идей, продолжают оставаться пока еще не решенные социально-экономические проблемы. Если в Ингушетии свыше 40% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, о какой стабильности можно говорить? Каналы финансирования ведут не только за границу страны, есть и внутренние источники - бандиты занимаются откровенным рэкетом, угрозами, вымогая средства у бизнесменов. Заявляют же об этом единицы.

О лазейках для преступников

Обратите внимание на интересный факт: до трагедии на Баксанской ГЭС прокурор был вынужден пойти в суд, чтобы заставить ее руководство организовать мероприятия по обеспечению безопасности своего же объекта (!). Решение суда было получено, начало исполняться, но, увы, теракт был совершен. В Ингушетии потребовала прокурорского вмешательства республиканская программа профилактики правонарушений. В ней не было предусмотрено ни одного (!) мероприятия, направленного на противодействие экстремизму и терроризму.

И примеров таких много.

Всего с начала года в округе выявлено 5 тысяч нарушений закона о противодействии экстремизму и терроризму, для устранения которых внесено свыше 1,5 тысяч представлений, объявлено более 800 предостережений, в суды направлено более 300 заявлений, 150 лиц привлечено к административной ответственности. Задача - побудить органы власти и управления, коммерческих структур к антитеррористической защищенности своих же объектов. Главными же были и остаются недостатки в работе правоохранительных органов. И не только - в Ингушетии в результате спецоперации были задержаны 15 боевиков, 6 из них оказались сотрудниками милиции...

Вопросы профилактики должны выходить на первый план - необходимо не допустить преступления. Простой охранник во Владикавказе не пропустил бы автомобиль на территорию рынка, в Пятигорске при нормальной работе ГАИ автомобиль не оказался бы на проспекте Кирова. Мы должны работать именно на опережение, а не бить по хвостам. С апреля в СКФО действует межведомственная оперативная группа по расследованию терактов и иных особо опасных преступлений. В субъектах созданы целевые программы по профилактике преступлений террористического характера и экстремистской направленности. И это помогло добиться результата - терактов на территории СКФО с начала года предотвращено более полусотни.

Проблемы есть - отсутствие ответственности за просчеты работы комиссий, органов госвласти и местного самоуправления при финансировании планируемых мероприятий, организации мониторинга экономических и социальных процессов, влияющих на ситуацию. Переменить ее можно только общими усилиями.

Смотрите также: