На днях чиновники края обсудили краеугольный вопрос - об экономической основе модернизации образования.
Причем речь шла отнюдь не только о новой системе оплаты труда бюджетников.
В демографической яме
Увы, констатировала министр образования Ставрополья Алла Золотухина, демографический кризис так или иначе способствует хроническому недофинансированию отрасли. За последние 10 лет в школах края на 35% сократилось количество учеников. Современная жесткая привязка средств, выделяемых на образование, к количеству детей (так называемое подушевое финансирование) почти не оставляет шансов выжить малокомплектным школам. Реалии таковы, что от большинства малокомплекток придется отказаться: уж очень дорого обходятся они бюджету.
- Мы, конечно, должны учитывать при этом социальную значимость небольших школ, - подчеркнула Алла Федоровна. - Нет школы - нет поселка. Поэтому будем подходить к решению проблемы очень осторожно.
Впрочем, и крупным городским учреждениям выживать сегодня нелегко, поскольку бал правят нормативы. Под них подгоняют штатное расписание, количество детей в классе и даже число сотрудников, не имеющих отношения к образовательному процессу.
Недавно федеральные власти пожурили руководителей ставропольского минобразования за неэффективные расходы. Таковых насчитали аж на миллиард рублей!
Откуда же взялась столь внушительная сумма? Оказывается, сложилась из всякой "мелочовки". Скажем, в крае больше учителей, чем положено по нормативу. Учеников же, в свою очередь, наши школы "недобирают". А все это сказывается в итоге на экономических показателях
Вот почему в ходу сейчас модное словосочетание "оптимизация расходов". Пока она проводится неэффективно, полагают в правительстве края. Нужны дополнительные меры. К примеру, присоединить одни школы к другим. А скажем, охранников, поваров, техслужащих и других сотрудников школ, не имеющих отношения к обучению, выводить за штат.
Что ж, армия безработных пополнится новыми невостребованными кадрами, в том числе и учителями. Но без оптимизации не обойтись еще и по той причине, что совсем скоро почти все социальные учреждения перейдут в ведение муниципальных властей, не обладающих, как правило, большими финансами.
Где взять антикризисного менеджера?
Отдельной темой совещания стала новая система оплаты труда (НСОТ). Мы уже писали о том, что зарплата учителя на Ставрополье теперь складывается из множества факторов.
- Но от схемы "ученико-час" мы ушли, - отметила Алла Золотухина. - Учителя не должны страдать из-за демографического кризиса.
В итоге оклад педагога в крае формируется из базовой и стимулирующей выплат. Со второй пока еще не все гладко, поскольку критерии стимулирования учителя подчас размыты.
Увы, в некоторых школах эта часть зарплаты "съела" прочие расходы. Что неприятно, НСОТ заставил многих директоров пойти на сокращение расходов на учебные пособия, компьютеры и пр. Некоторые руководители к тому же злоупотребили своими полномочиями и назначили себе весьма нескромные прибавки, обделив учителей.
Радует, конечно, что в итоге у всех без исключения бюджетников образовательной сферы зарплаты повысились. Но какой ценой! Для этого из казны края пришлось изъять значительные суммы. Впрочем, средний оклад учителя и сейчас оставляет желать лучшего: в Ставрополе он около 14 тысяч рублей, в сельских школах недотягивает и до 10 тысяч. К тому же на индексацию НСОТ денег нет.
Что при таком раскладе ждет наши школы завтра? Это будет зависеть, в первую очередь, от компетентности директоров. Очевидно, многим из них придется ... сесть за парту. И углубленно осваивать новую науку - выживание в рыночной экономике.
Смотрите также:
- Сельские школы Ставрополья находятся в плачевном состоянии →
- ...Почему гранты не дают учителям с восточных окраин? →
- Как вернуть уважение к учителю? →