"Мы споймали Шамиля..."

   
   

...Это слова из казачьей песни, которую лихо исполняют старожилы ст. Темнолесской Ставрополья.

Пленник или... гость?!

И доподлинно известно: генерал-лейтенант Н.И. Евдокимов, заставивший Шамиля сдаться, детские годы провел именно в ст. Темнолесской, где командовал гарнизоном его отец. По сути, он был солдатским сыном. Но благодаря необыкновенным способностям Николай Иванович стал гениальным полководцем.

150 лет назад, 25 августа 1859 г., пала последняя твердыня "магометанского императора Шамиля". Но вопреки ожиданиям третий имам, более четверти века сражавшийся с Россией, был так почтительно взят в плен, что это походило на церемонию приветствия знатного гостя.

Вместе со свитой и многочисленной семьей его перевезли в Темир-Хан-Щуру (ныне г. Буйнакск), а затем в Ставрополь. Создателю музея Северного Кавказа Н.Г. Прозрителеву в ту пору было 10 лет. И он не раз в своих краеведческих изысканиях обращался к судьбе Шамиля, отчетливо помня 5 сентября

1859 г., когда почти все население губернского центра вышло на Николаевский проспект, "по которому быстро промчались курьерские лошади". Едва дождавшись утра, городская детвора, среди которой был и Коля Прозрителев, поспешила в Бабину Рощу (теперь это Центральный парк Ставрополя). Там офицеры давали праздничный обед в честь имама. У входа в Рощу мальчишки столкнулись с поверженным властителем гор. Прозрителев описал это так: "на всю жизнь запечатлелась гордая осанка пленника, белая черкеска, папаха с чалмой и большая рыжая борода".

Позже Николай Григорьевич раздобудет портрет любимой жены имама Щуанет, - дочери армянского купца Улуханова, некогда захваченной черкесами и переданной Шамилю. Увидеть изображение изысканной восточной красавицы можно было в музее Северного Кавказа. Но портрет пропал, остались лишь фотокопии.

Трофей эпохи

И тем не менее Ставропольский музей-заповедник является обладателем весьма необычного автографа Шамиля.

Представьте: на засохшем листочке бука выведено арабской вязью: "Наибу Талхику. Будь завтра на месте, которое тебе известно. Имам Шамиль". Вполне конспиративное послание. А вообще бесценная реликвия - символ. Непонятно, почему в музейном каталоге ее называют "запиской на листе груши". За рубежом она промелькнула в печати как "лист чинары". Но чинар (что по-тюркски значит стройный) - это платан. Однако на Северном Кавказе и по сей день бук называют чинаром, а его орешки - чинариками. И все же это действительно символично: лист бука - чинара, уцелевший в вихре столетий, несущий на своей хрупкой поверхности след от прикосновения руки самого Шамиля.

Смотрите также: