К тому, что люди с ограниченными возможностями ничем не хуже всех остальных, мы начинаем потихоньку привыкать.
Во всяком случае, жителей краевой столицы к этому активно приучает Ставропольская городская общественная организация инвалидов "Вольница". Несколько лет назад организация с большим трудом выбила очень важную "льготу": теперь в реабилитационные карты ребят-колясочников добавлен пункт о создании для них достойных жилищных условий.
Что такое достойные жилищные условия для таких детей - увы, пока понимают только их измученные родители. К сожалению, большинству из них приходится жить в домах еще советской постройки: без малейшего намека на пандусы, с узкими дверями, куда не втиснуть инвалидную коляску. Как оказалось, создать в "стандартном" доме для инвалида безбарьерную среду - дело пока неподъемное.
... 20-летний сын ставропольчанки Елены Троицкой Ян - инвалид детства. Юноша, страдающий ДЦП, зарегистрирован в квартире на 7-м этаже. Для его мамы Елены Троицкой вывезти сына на улицу - самый настоящий подвиг. Вот почему отчаявшаяся Елена Троицкая обратилась в Промышленный райсуд с иском об обмене не пригодной для парня-инвалида квартиры на жилплощадь с пандусами и прочими приспособлениями.
Суд исковое требование Троицкой не удовлетворил. Сейчас Елена Ивановна составляет новое заявление.
- В прошлом году в крае наконец-то вышел закон о создании безбарьерной среды для инвалидов. Почему же мы не можем добиться его реализации в нашем городе? - недоумевает Елена Ивановна.
Пленники четырех стен
Галине Маковкиной, председателю правления Ставропольской общественной организации "Вольница", в борьбе за права инвалидов энергии не занимать. Она - мама 21-летней Оли, страдающей ДЦП. Чтобы обеспечить дочери выход на улицу, Галина Викторовна несколько лет назад переехала из квартиры на втором этаже в жилплощадь на первом.
Решение совместно с властями города вроде бы нашли: вместо окна в большой комнате Маковкиным предложили поставить дверь, возвести небольшой балкончик, к нему пристроить пандус. Это позволит Ольге выезжать на улицу, минуя подъезд. На первый взгляд, ничего сложного. Но у Галины Викторовны только на ожидание проекта ушло два года!
- Сейчас у меня на руках - все необходимые документы, собраны подписи жильцов нашего дома, которые не препятствуют этому строительству. Но строительство до сих пор не начато, - рассказывает Галина Викторовна.
Все упирается, как всегда, в деньги. В администрации города никак не могут найти спонсора для Маковкиных.
Да, "революционный" закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" в крае теперь есть.
Вот только что-то не видно на улицах людей в инвалидных колясках, жизнерадостно и легко перемещающихся в безбарьерной среде. Ответ прост: безбарьерная среда значится пока только на бумаге.
- Конечно, пандусов стали строить больше, - говорит Галина Маковкина. - Но посмотрите на них взглядом беспомощного человека, и вы поймете, что многие приспособления наляпаны для отвода глаз, только чтобы чиновники не придирались. То пандусы слишком высокие и неудобные, то рядом с ними разбиты клумбы. И еще одна вроде бы "мелочь" - бесконечные бордюры. Таких "мелочей" получается много...
Смотрите также:
- С фестивалем, но без пандусов. Есть ли жизнь без барьеров на Ставрополье →
- Не хуже других. Мама ребенка-инвалида о борьбе за «особенных» детей →
- Не жалеть, а понимать. Почему инвалиды «выключены» из социума →