"Этот божественный Скрипчинский"

   
   

... Его имя носит Ставропольский ботанический сад. И на кладбищенском памятнике высечено: "Заслуженный деятель науки, основатель ботанического сада". Уникальное творение, поистине райский уголок краевого центра, стало главным детищем жизни В.В. Скрипчинского.

От рисового зернышка

Он появился на свет сто лет назад, 27 февраля 1909 г. в Ростове на-Дону, в семье юриста. В роковом 17-м году Скрипчинские поселяются в Ставрополе. Как-то младший брат Володя, погибший при обороне Севастополя, войдя в дом, горько сказал: "Эх, товарищи лес вырубают". Может быть, именно тогда Василий решил, что будет защищать и изучать все зеленое.

Но товарищи не только леса вырубали. Они "выкашивали" сословия. Сын бывшего присяжного поверенного (адвоката) не мог поступать в институт. Пошел в рабочие. И все же в 19 лет Василий Скрипчинский становится студентом Северо-Кавказского зернового института в Новочеркасске. Агрономия захватила его сразу же. После окончания вуза, приобретя навыки селекционной работы, Скрипчинский оказывается у истоков рисоводства в нашей стране. Он попадает на Кубанскую опытную станцию. Появляются его публикации в научных изданиях.

В этот же период происходит встреча Скрипчинского с печально знаменитым Т.Д. Лысенко в Одессе. Молодой агроном понимает всю несостоятельность его псевдонаучных догм, насаждение которых стало трагедией советского естествознания. Тогда как на окраинах Ставрополя, куда Василий Васильевич возвратился после смерти отца, существовали опытные поля, созданные самим Н.И. Вавиловым. Последователи гения растениеводства, антипода "лысенковщины", становятся единомышленниками Скрипчинского.

Есть пророки в Отечестве!

Кандидатскую диссертацию Василий Васильевич защитил в годы войны, в Средней Азии. С 1946-го - он доцент Ставропольского сельскохозяйственного института.

Скрипчинский - блестящий педагог. Многие его воспитанники стали выдающимися учеными. Один из них, известный далеко за пределами Северного Кавказа ботаник, профессор Ю.А. Дударь называл своего учителя: "Этот божественный Скрипчинский".

В конце 50-х годов прошлого столетия генетика объявляется лженаукой. Скрипчинский вынужден уйти из сельхозинститута, едва успев защитить докторскую.

Но и по сей день вспоминают его твердую и честную позицию как гражданский подвиг.

Скрипчинский понимает, что узкому кругу ученых-энтузиастов, несмотря на открытие им в Ставрополе отделения Всесоюзного ботанического общества, без привлечения широких слоев населения не спасти красоты родной земли. Он избирается зампредседателя краевого общества охраны природы, сближается с географом В. Гниловским, крупнейшим ставропольским живописцем П. Гречишкиным, главным лесничим А. Клоповым. Они - сила, перед натиском которой не может устоять даже рутинное, но всемогущее чиновничество.

В разгар хрущевской антизаповеднической кампании, когда гордости Кавказа - Тебердинскому госзаповеднику - грозила непосредственная опасность, ботанику из Ставрополя удается отстоять это научно-исследовательское учреждение и присоединить к нему Архызский отдел, полностью заповедовав Кизгичское ущелье, в котором планировалось рубить элитный лес.

В 1959-м Скрипчинский вместе с Клоповым приступает к созданию ботанического сада в Ставрополе. Не имея никакого финансирования, он ездит по городам, где издавна есть такие сады, учится, находит поддержку коллег, с ним делятся семенами. Наконец, так сказать, на своих плечах, как муравей, он тащит с различных ландшафтных зон Ставрополья кавказские березки, рябинки, степные травянистые эндемики. Так что сад поистине получился рукотворным. И ему уже полвека.

В то же время Василий Васильевич впервые в СССР проводит эксперимент по дернованию в горных условиях. Так он укрепляет очень сложную дорогу, ведущую на гору Пастухова, где расположена башня крупнейшего в мире телескопа Зеленчукской САО. На Ставрополье Скрипчинский создает 9 природных заказников, разработав и отстояв в самых высоких инстанциях правила их содержания. 25 лет назад была издана книга "Сохраним для потомков", написанная Василием Васильевичем вместе с сыном, тоже ученым, доктором биологических наук. Название говорит само за себя. По сути, это первая Красная книга Северного Кавказа.

Смотрите также: