Дважды артист и дважды казак!

   
   

На недавнем фестивале в кубанском городе Курганинске, посвященном памяти народной артистки СССР Клары Лучко, среди прибывших на праздник московских артистов немалой популярностью у горожан пользовался Алексей Никульников. И неудивительно, ведь он хорошо знал Клару Лучко по съемкам телефильма "Цыган" и его продолжению - "Возвращение Будулая". В этих лентах ей досталась главная женская роль - Клавдии Пухляковой, а Никульников сыграл Ваню, сына Будулая.

Крестная мать

Наш разговор начался с того, как Алексей попал в картину "Цыган".

- Это был мой дебют в кино, - вспоминал артист. - Я учился в Ростове, в училище искусств. К нам приехал второй режиссер фильма "Цыган", увидел меня в студенческом спектакле и взял мое фото. Вскоре пришел вызов на съемки, однако руководство училища было категорически против моего участия в картине. Недолго думая, я написал заявление об уходе и уехал на съемки. После возвращения узнал, что меня отстояли друзья-студенты и некоторые педагоги. Училище я окончил в 1980 году.

- Дебют ваш, Алексей Алексеевич, был весьма удачным. Ваня приглянулся телезрителям. Кто помог сыграть так мастерски первую роль?

- Безусловно, Клара Лучко. На съемочной площадке она относилась ко мне по-матерински тепло и нежно, подсказывала, показывала. Приняла меня не только и не столько как партнера - какой из "необстрелянного" кинематографом студента партнер! - скорее, как сына. Ведь я не был знаком с особенностями съемочного процесса, все было в диковинку. Клара Степановна, образно говоря, взяла крепко за руку и ввела в кинематографический мир. Сделать это было непросто даже ей, признанной актрисе, и она, словно ледокол, рубила возникший вокруг меня лед непризнания. Не понимал, отчего она так относится ко мне, и лишь спустя годы сообразил: видела во мне, возможно, неродившегося сына, о котором мечтала. Вот почему Лучко была и остается для меня самым главным человеком не только в киноискусстве, но и в жизни.

Рядом со звездами

- После выхода на телеэкраны страны "Цыгана", а спустя несколько лет и "Возвращения Будулая" вы, как принято говорить, проснулись знаменитым. Никому не известный доселе ростовский паренек вдруг "засветился" рядом с такой киновеличиной, как Лучко. Что испытывали в ту пору - гордость, радость, превосходство над друзьями по училищу?

- Напротив, не верил в произошедшее, в то, что снимался не только рядом с Кларой Степановной, но и с Михаилом Волонтиром, Ниной Руслановой, Майей Булгаковой, Иваном Рыжовым, Любовью Соколовой - настоящими звездами отечественного кинематографа. Не скрою, было приятно, что оба фильма имели огромный успех у зрителей, но в них, если честно, я был почти незаметен на фоне наших корифеев кино.

- Вспоминаю ваш приезд с Кларой Лучко в Воронеж в середине 80-х годов, где я тогда жил. Драмтеатр был забит, зрители с интересом слушали рассказ о съемках "Цыгана".

- Да, таких совместных поездок было немало. Как-то приехали в большой город, предстояло несколько выступлений. И вдруг у Клары Степановны поднялась температура. Говорю ей, мол, давайте перенесем встречу, а она ни в какую: "Нельзя, люди купили билеты, зал полон. Буду выступать". Вышла на сцену и почти час общалась со своими поклонниками. И никто не заметил, что ей нездоровится. Вот насколько она была ответственной и честной перед собой, трепетно готовилась к каждой встрече. В этой трепетности была ее сущность. Всю свою жизнь она оставалась таким человеком, о каком, помните, пелось в песне из "Кубанских казаков": "Каким ты был, таким остался..." Так вот и великая актриса никогда не меняла своего отношения к жизни, к профессии, к любви, к друзьям. Я горжусь, что моей крестной в большом кино была именно эта замечательная женщина.

По морям, по волнам...

- Алексей Алексеевич, приятно, что вы так тепло отзываетесь о вашей крестной матери в кино. Тем не менее расскажите, пожалуйста, о себе, как сложилась ваша жизнь после училища?

- Можно сказать, что я - дважды казак. Донской казак по матери и кубанский - по отцу. Родился в городе Шахты Ростовской области в 1961 году, мои родственники со стороны отца жили в Белоглинском районе Краснодарского края, и каждое лето я проводил у них, в станице, с утра до вечера пропадая то на речке, то на колхозной конюшне. Отсюда и любовь к рыбалке и к лошадям. Вообще у меня несколько "дважды": дважды Алексей, за плечами дважды театральное образование - училище искусств и Школа-студия МХАТ, дважды артист - театра и кино. Служу в небольшом московском театре "Около дома Станиславского", снимаюсь в кино и телесериалах. Последние работы: "Параллельно любви", "Мужской талисман", "Петербургские тайны", "Возвращение Мухтара", "Атаман", "Слепой".

- Это все недавние роли. А где были в лихие 90-годы, которые не обошли стороной и кинематограф?

- Вы правы, то время действительно оказалось весьма суровым испытанием для людей искусства. Кино почти не снимали, театры не заполнялись зрителями даже наполовину, многие мои знакомые артисты, друзья вынуждены были промышлять кто чем. В поисках работы я подался в моряки, ходил на кораблях в дальние края. Одно время даже жил в Новой Зеландии. Кстати, именно там я посмотрел все серии "Цыгана" и "Возвращения Будулая" - кто-то из приятелей съездил в соседнюю Австралию и купил видеокассеты с этими фильмами. Потом начал писать стихи, музыку, увлекся бардовской песней. Сейчас выступаю со своей программой в бард-кафе "Гнездо глухаря".

- А когда вернулись на родину?

- Чужбина есть чужбина, даже если живешь в богатой и сытой стране. Ностальгия взяла верх, и пять лет назад я возвратился домой. Экономический кризис в России к тому времени поутих, появились коммерческие радиостанции и телеканалы. Стал вести передачу "С добрым утром, любимая" на НТВ+, по линии Гильдии российских актеров кино, куда входит почти полторы тысячи человек, выезжаю с творческими концертами в составе групп в разные регионы страны.

Испугался генсека

- Вы начинали свой путь в кино, но продолжили образование в театральной студии. Почему не пошли во ВГИК, как многие актеры?

- Клара Лучко настаивала, чтобы я учился в этом вузе, даже договорилась с Евгением Матвеевым, который вел курс, что он возьмет меня. Она сообщила мне об этом, но я, откровенно говоря, не представлял себя учеником прославленного артиста, сыгравшего самого Брежнева в каком-то, не помню названия, помпезном фильме. В те годы меня отличали юношеский максимализм и, скажу так, антикоммунистические мозги. Почему-то Матвеев ассоциировался с генсеком - теперь-то понимаю, что это не так, а тогда... Вообщем не послушался единственный раз крестной матери. Она тогда была на съемках и не могла меня проконтролировать, я же поступил в театральную студию без ее ведома. Потом уже, когда узнала, было поздно...

В творческой обойме

- Обычно у актеров спрашивают о новых ролях, поэтому не буду оригинален...Поинтересуюсь лишь, кем вы себя считаете в кинематографе -мастером эпизода, актером второго плана? Ведь, согласитесь, все ваши работы после "Цыгана" и "Возвращения Будулая" не позволили вам раскрыться в полной мере, не стали ступенькой на пути к популярности. Словом, пока ваш "звездный час" не пробил, не так ли?

- Дело в том, что я не только актер кино, но и театра, чаще занят на сцене. Конечно, до великих мастеров мне далеко, не думаю, что стану одним из них. Как говорится, каждому - свое. Нынче лишь единицам достаются звезды с кинематографического небосклона, большинство же моих коллег тянут лямку, исполняя роль рабочих лошадок. Таковы законы жанра. Не было бы их - не было бы и "звезд". К тому же, кинематограф сегодня далеко не тот, что был вчера, его усиленно вытесняет, если уже не вытеснило, скажем так, телевизионное кино. Сейчас правит бал Его Величество сериал, а он не предполагает звездных ролей, поскольку разбит на множество эпизодов, состоит из сотни и более серий, и зритель часто не в состоянии отдать предпочтение кому-либо из артистов. В этом особенность нынешнего производства телефильмов, поставленных на поток.

Что касается меня, то есть предложения от кинорежиссеров, но раньше времени говорить о работах у нас, актеров, не принято. Скажу лишь, что я нахожусь в творческой обойме, чему несказанно рад.

Смотрите также: