Чтобы не пропасть поодиночке

   
   

В Арбитражном суде столицы будет решаться вопрос: останется ли в московской усадьбе Лопухиных Международный центр Рерихов (МЦР) Культурно-просветительская общественная организация, основанная в России известным художником и общественным деятелем Святославом Рерихом, вновь в центре внимания.

Прояснить ситуацию мы попросили председателя Межрегиональной общественной организации В.И. Пастухова, который был недавно проездом в нашем крае.

Этика утеряна?!

- Расскажите, пожалуйста, в чем проблема самого музея имени Рериха?

- В 1990-м перед возвращением на родину наследия своих родителей их младший сын Святослав Рерих выдвинул два условия: музей должен быть негосударственным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Эти условия руководством СССР были приняты.

А спустя несколько месяцев после смерти С.Н. Рериха правительство приняло другое постановление "О создании государственного музея Рериха". "Новому" музею передавались в оперативное управление руины, представлявшие собой в то время усадьбу Лопухиных. При этом не были отменены соответствующие воле С.Н. Рериха ранее принятые решения правительства о создании в усадьбе негосударственного музея Рериха.

За тяжелейшие для России 90-е годы сотрудникам МЦР удалось достичь, казалось, невозможного: завершена работа, в которую вложены миллионы рублей не из государственного бюджета. Общественный музей обрел жизнь. Но теперь музей выселяют...

- Этот процесс идет по всей стране. Но почему нужно выделять музей Рериха?

- С середины ХIХ века в России началась духовная революция, названная Серебряным веком. Новые открытия привели к коренному изменению старых представлений о соотношении материи и энергии. Идеи эволюционизма широко проникли во все сферы науки. Резкие границы между научным и метанаучным методом стали размываться. Идеи таких ученых-мыслителей, как Вернадский, Циолковский, Чижевский, Флоренский поставили на новую ступень изучение жизни и, соответственно, знания как такового.

Так вот, уникальность этого музея состоит в том, что Рерихи стали в ХХ веке проводниками нового знания, знания, которое несет в себе синтез и мировых религий, и чувственного восприятия мира посредством разных видов искусства, и в то же время дает новую методологию для научного осмысления этих новых знаний. Эволюцией человечества с незапамятных времен руководили Мудрецы, которые давали Знания человечеству, в том числе и новое эволюционное знание - Живую Этику.

- Но этика нам известна еще с Древней Греции...

- Вот именно! "Но этика утерялась среди нагромождений формул, этика сделалась печатной этикеткой", - говорится в самой Живой Этике (ЖЭ). Мы можем сегодня говорить о правовой, корпоративной и других этиках и даже опускаться до "понятий", что уже пришло в среду чиновников, но мы так и не приблизимся к сути священной этики. И вот к чему это привело - человечество вошло в XXI век, обремененное серьезными проблемами социального, политического и экологического порядка. По оценке экспертов, эти проблемы носят кризисный характер.

- Но в чем же суть этой самой Живой Этики?!

- Живая Этика - это синтетическое научно-философское учение о мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о законах мироздания; о тесной связи человека с космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого требования эволюции. Поэтому сохранение и приумножение культурного богатства всех народов Земли жизненно необходимо для человечества, это культурное движение под знамением Мира и создавал еще Николай Рерих.

Конфликт продолжается

- От частной проблемы музея мы ушли к глобальным, о них столетия говорят философы и мировые религии.

- Да, говорят, а воз и ныне там. Столетия наука не признает духовные приоритеты. И столетия назад представители религии сжигали на кострах инквизиции ученых за знания, которые сегодня понятны школьнику. И конфликт продолжается до сих пор. Как нельзя влить новое вино в старые меха, так и безнравственная наука заходит в тупик. Одни называют ЖЭ ересью, другие не признают ничего, что невозможно измерить. Догматизм научный намного сильнее религиозного. Если сказать грубо, но емко, открытия Коперника и Бруно - это капля в океане предстоящих открытий, которые несет нам Живая Этика.

- Поэтому такое мощное противостояние?

- Вот именно! Сами Рерихи с глубочайшим уважением относились к культурно-исторически сложившейся в России религии - православию, а также сотрудничали с крупнейшими учеными своего времени. А сегодня уже защищены несколько докторских и с два десятка кандидатских диссертаций, непосредственно связанных с ЖЭ. Более чем в 10-ти вузах состоялись конференции, связанные с разработкой новой теории познания и применения ЖЭ.

- Наука развивается медленно. А какой интерес ко всем этим процессам у рядового читателя газеты и подрастающего поколения?

- Судите сами. Наука к XXI веку открыла (в том числе благодаря ЖЭ) так много нового и важного, а вопросы бытия и смысла жизни, в лучшем случае, затрагиваются лишь на последней странице учебников. Дети отлично чувствуют ненормальность ситуации, когда школа отстает от науки синергетики - науке, изучающей общие законы эволюции и самоорганизации как живых, так и так называемых "неживых" систем уже 30 лет. Сейчас в школьных программах много заблуждений и даже ложных сведений. Поэтому и изучение их превращается в самую неинтересную и скучную зубрежку. У этого непонимания тяжелые последствия: не видя смысла в жизни, дети очень часто приходят к плохим решениям - рост рынка детской порноиндустрии и наркомании, детских суицидов... А миллионы беспризорников! И ведь часто дети бегут из благополучных семей! Разрешение этих задач благотворно затронет все слои общества.

МЦР на гребне волны

- Если можно, несколько слов о фактической деятельности центра?

- МЦР - уникальный научный и культурный центр мирового уровня, который ведет многоплановую - выставочную, издательскую, научную и просветительскую - деятельность. Важной работой центра-музея являются совместные проекты и программы с Международной ассоциацией фондов мира, с РАЕН, РАН, РАО, Федерацией космонавтики и многими другими научными и культурными организациями. В международных научно-общественных конференциях, устраиваемых МЦР, принимают участие ученые многих стран, рассматривая различные аспекты творческого наследия Рерихов, проблемы формирования нового эволюционного мышления. Поэтому и драматическая ситуация, сложившаяся вокруг МЦР, в центре внимания не только российской, но и мировой общественности. В "Российской газете" N79 опубликовано открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту МЦР и музея Рериха, которое подписали депутаты ГД РФ, космонавты, руководители творческих организаций. Вот лишь несколько имен из числа подписавшихся: космонавт Леонов, Анатолий Карпов, президент РАЕН Кузнецов, Владимир Спиваков, Леонид Рошаль. Десятки академиков и руководителей предприятий, тысячи граждан. Вышли десятки публикаций в СМИ и репортажей на ЦТВ. Сбор подписей под этим открытым письмом идет по всей стране.

- Как же все-таки связать противников МЦР, кризис в обществе и науку будущего?

- По словам ген директора музея Рериха, академика РАЕН и РАКЦ Людмилы Васильевны Шапошниковой: "МЦР сегодня оказался на гребне волны: борьбы нового со старым, борьбы добра со злом...". Борьба музея за дом и наследие... Мог ли Н. К. Рерих - всемирно известный художник, философ и общественный деятель, писавший: "для народа русского мы трудились, ему несем знания и достижения", предположить, какой "радушный" прием окажут его духовно-философскому наследию на родине силы оппозиции? Мог ли представить, что его вера в высокое предназначение человека и утверждение духовных ценностей во всех областях жизни в начале "просвещенного" ХХI века будет подвергаться столь мощному давлению? Человечество вошло в XXI век обремененное серьезными проблемами социального, политического и экологического порядка.

- А как вы думаете, есть ли у России национальная идея?

- Да, и еще раз да! Как говорится в книге "Проект Россия": "православие - это наш культурно-исторический фундамент".Но еще необходим диалог межконфессиональный и национальных культур, потому что они скрепы местных и региональных сообществ. В эпоху глобализации, размывания национальных культур, когда, по словам бывшего генсека ООН Кофи Анана, "взмах крыла бабочки на одном континенте может привести к урагану на другом", необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует, прежде всего, изменения его сознания. Невозможно выработать правильную стратегию, не имея адекватного представления о мире, в котором мы живем. Мы стоим на пороге радикального изменения научной картины мира. Новая система знаний, опирающаяся на космическое мышление, поможет выработать стратегию поведения человечества. Особенно это актуально для Северного Кавказа, где такое богатство национальных культур и традиций.

Смотрите также: