Абонент иногда хочет знать о всех своих переговорах и ему необходима распечатка о продолжительности телефонных разговоров за прошедший месяц. Например, чтобы принять решение о выборе другого тарифного плана. Но сейчас за это, как за дополнительную услугу, требуют деньги. Разве это не противоречит Закону РФ "О защите прав потребителей"?!
Р. Дьяковенко, Ставрополь
- Ответы на эти вопросы содержат Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.05.05 г. N 310 (с последующими изменениями), - поясняет кандидат юридических наук, адвокат Сергей Федорюк. - Справка о состоянии лицевого счёта абонента должна выдаваться бесплатно (пункты 15-17). Для изменения тарифного плана достаточно подачи заявления. В правилах не указано, что необходимо также представлять распечатку переговоров за предшествующий месяц (п. 86). Оператор связи сам обладает такой информацией в силу профессиональной деятельности. Ставить в зависимость предоставление одних услуг (изменение тарифного плана) от обязательности предоставления других услуг (выдача распечатки телефонных переговоров) запрещено как указанными правилами (п. 57), так и "Законом о защите прав потребителей" (ч. 2 ст. 16).
В комментариях к п. 12 Правил оказания услуг связи (ЗАО "Юстицинформ", 2007 г.) дополнительно разъяснено следующее. Абоненту предоставляется право в любое время без взимания дополнительной платы получить информацию о том, на какую сумму он может получить услуги от оператора связи. В ряде случаев доступ к такой информации автоматизирован, абоненту достаточно выполнить несложные действия, обозначенные в договоре, и он получит доступ к статистическим учетным данным своего лицевого счета. Отсюда следует, что бесплатное предоставление распечатки о продолжительности телефонных переговоров за истекший период является обязанностью оператора связи. Поэтому абоненты, уплатившие за распечатку, вправе потребовать возвращения суммы оплаты. Для этого необходимо подать письменное заявление в организацию телефонных сетей. Претензия рассматривается в 2-месячный срок и в случае её отклонения может быть переадресована мировому судье (п. 136 правил).
Поскольку эта проблема касается большого числа абонентов, полагаю, что по ней должно высказаться Управление Федеральной антимонопольной службы.
Редакция разделяет точку зрения автора и просит считать данную публикацию официальным запросом в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.