Редут на месторождении

   
   

210 лет - возраст весьма почтенный для предкавказских поселений. Нанизывались они, словно бусинки, на Азово-Моздокскую оборонительную линию - первую правильно организованную границу Российской империи. И не мудрено, что среди привычных Калиновок, Грушовок и Ивановок вдруг ярким самоцветом загоралось какое-либо туземное название, оставшееся в наследство от обитавших здесь в незапамятные времена племен и народов. Вот и юбиляр наш - Бешпагир гордо пронес через два столетия свое тюркское имя, переводимое как пять ключей-родников.

Открыли путь пескам

Известно, что уже в 1787 году на Бешпагирских высотах был редут и казачий пикет. А в 1798-м сюда приехали первые переселенцы из Курской губернии. Потом уже за ними потянутся орловские, тамбовские, воронежские, харьковские и полтавские. И хотело было местное начальство наречь село Покровским, да воспротивились жители его, хотя сами непривычный для русского слуха и языка топоним Бешпагир перековеркали в "Спажир". Но тем не менее ключи были (и не пять, а целых четырнадцать), поили людей и скотинушку вкуснейшей водой, да и хороший камень, пригодный для строительства отыскался неподалеку. Его было очень легко добывать. И к 80-м годам XIX века Бешпагир мог похвастаться каменными домами в количестве до полутысячи. Конечно же, хорошо, что люди вышли из землянок и турлучно-саманных хат. Но выбрав камень, незадачливые пионеры земли ставропольской открыли путь пескам. Сельцо их подковообразно расположилось у подножия Бешпагирских высот. Разгулу сыпучей стихии к тому же способствовали и перевыпас скота, и буйные степные ветры. В конце XIX века положение этого населенного пункта стало критическим. Без преувеличения, засыпало песком дома до печных труб. Ставропольский губернатор Никифораки забил тревогу. Ученые- лесоводы пришли на помощь и стали укреплять песчаную косу посадками шелюги - красной вербы, бешпагирцы называют ее шелехом. Начали подумывать и о посадке сосны.

"Мы к лику сосен причтены"

Но настоящий сосновый бор был заложен в Бешпагире уже при большевиках. Связано это с деятельностью председателя сельсовета Василия Бакараса. В 1934-м он снарядил 30 подвод. И двинулись они в Крым, в Никитский ботанический сад.

Оттуда были привезены саженцы черноствольных сосен. Выхаживали их, как младенцев. На косогор в бочках возили воду для полива. И вплоть до 90-х годов минувшего века увеличивалась площадь хвойных насаждений в степном селе.

Пока еще бор венчает высоты, придавая неповторимый колорит Бешпагиру. Но о тревожном позже...

А сейчас хотелось бы вспомнить еще одного отмеченного революционной отвагой бешпагирца. Это Петр Кофанов, служивший кочегаром на броненосце "Потемкин", активнейший участник восстания. После поражения бежал в Румынию. В 1907-м добрался до родного Бешпагира. Бунтарская закалка пригодилась ему. Он устоял в вихрях братоубийственной гражданской, выбрал правильное направление - организовал колхоз в своем селе. И даже дожил до того светлого дня, когда правители СССР очнулись, осознали и спустя 50 лет после легендарного восстания наградили уцелевших потемкинцев орденом Красной Звезды. Разумеется, портрет Петра Кофанова в бескозырке красуется в сельском музее.

Из доисторического в современность

А вот в главный музей края специальная палеонтологическая экспедиция прошлым летом доставила из окрестностей Бешпагира фрагменты останков удивительных доисторических животных - гиппарионов, носорогов, жирафов, тапиров, саблезубых кошек. А также дельфинов и тюленей, поскольку тут же плескалось Сарматское море. Давным-давно (12 млн. лет назад) здесь преобладали саванны. А в ближайшей перспективе - как бы вновь не двинулись пески на Бешпагир. Сотрудники Ставропольского краеведческого музея-заповедника, ведущие изыскания в бешпагирских карьерах, с горечью констатируют, что рукотворный бор гибнет. И вряд ли его спасению будет способствовать разработка титано-циркониевого месторождения, обнаруженного под лесом. Хотя, если постараться... Но экологическая экспертиза отменена. Остается лишь уповать на добросовестное и гуманное отношение к делу будущих владельцев песчаной косы. От них зависит и участь пяти ключей, некогда счастливых талисманов Бешпагира, изображенных на его гербе.

Смотрите также: