Герой нашей публикации родился в прошлом веке. Во время революции ему было десять лет, конец Гражданской войны он встретил семнадцатилетним подростком. Разруха, коллективизация, голод. В первый день Великой Отечественной ушел на фронт добровольцем. Было ему тогда тридцать четыре года. Под Полтавой получил тяжелое ранение. Госпиталь, инвалидность, демобилизация. Во время и после войны поднимал колхозы, а в 1990-м приехал жить к сыну в Невинномысск, где и встретил недавно свой столетний юбилей.
С днем рождения Касума Исмайила-оглы Исмайлова поздравили представители администрации города, о нем написали в газете - о наградах, об огромной и очень дружной семье. Забыли сказать только об одном: Касум Исмайил-оглы Исмайлов - азербайджанец по национальности и абсолютный интернационалист по убеждениям - бездомный. А вместе с ним бездомна и вся его многочисленная семья.
Нонсенс - прожить век в стране, воевать за нее, работать на нее и, в конце концов, остаться ни с чем. Ветеран и его родные ведут кочевую жизнь, меняя дом за домом, улицу за улицей. Выходит, пришел солдат с войны, а война-то для него не кончилась. За все надо сражаться - за пищу, пенсию, лекарства, квартиру......
Из переписки ветерана с различными инстанциями можно составить целый роман, география адресатов сложна и запутанна - от мэра города В. Ледовского до полпреда Президента в ЮФО Д. Козака. В ответах на письма ветерана в основном ссылки на то, что эти вопросы, согласно закону такому-то, должен решать мэр города и иже с ним. Мэр города лишь разводит руками. Мало того, сыну столетнего ветерана, отработавшему в органах МВД бог знает сколько лет и уволенному на пенсию по инвалидности, мэр предложил сдать ветерана ВОВ, орденоносца в Дом престарелых. Сын неделю был в шоке от этого предложения, а когда рассказывал об этом, с трудом сдерживал слезы. Как это так?! Почему во время празднования Дня Победы все говорят красивые речи о значении этой победы, о том, сколько сделали для нас ветераны войны, о том, какие замечательные законы приняты, чтобы им жилось легче хотя бы в конце жизни, но на следующий же день все обо всем забывают?
За свою жизнь в Невинномысске Касум Исмайил-оглы где только ни жил: и в гараже, и на заброшенных дачах, и на съемных квартирах, было дело, и в машине ночевал. Семья кавказская - большая и дружная, где друг без друга жизни не мыслят. Самому младшему в этой семье едва исполнился месяц, и он приходится праправнуком самому старшему. На Кавказе всегда были очень сильны родственные связи и это, казалось бы, замечательно, но как раз это и служит основной помехой для того, чтобы снять жилье. Как только узнают, что семья состоит из восьми человек, тут же отказывают. Это, к слову, и есть наша толерантность. Слава Богу, хотя бы столетний юбилей ветеран встретил не на улице. Губернатор не забыл, поздравил с юбилеем телеграммой: "Такие люди, как вы, составляют главное достояние нашего благодатного края". Только почему "главное достояние" края бомжует?
Сам ветеран не ропщет, не жалуется, не плачет. В его старческих глазах все слезы давно высохли. Он видел всякое на своем веку.... Он сидит передо мной, сложив на коленях будто вырезанные из самшита руки в артритных узлах и вздувшихся венах, и просто смотрит на меня. И мне стыдно. Стыдно за страну, за человека, предложившего сдать ветерана в Дом престарелых, стыдно за всех нас. Неужели этот столетний старик - живое воплощение века - может умереть на улице? Кем будем мы все после этого?
Смотрите также:
- Сын великого изобретателя прилетел из США на Кавминводы →
- Бакинский армянин и сын своего народа →
- С праздником, друзья! →