Кому нужен дачник?

   
   

Возить пассажира на короткие расстояния неинтересно никому - ни таксисту, ни летчику, ни железнодорожнику. Но попробуйте объяснить это пассажиру, дескать, себестоимость поездки зависит не только от километража. Что все равно на маршрут надо или запускать машину, или поднимать в воздух самолет, или выводить из депо целый поезд.

Однако, так уж исторически сложилось и в сознании у всех у нас закрепилось - поездка на электричке на дачу, в пригород, в ближайший населенный пункт должна стоить сущую ерунду. Более того, во многих случаях пригородный железнодорожный транспорт стал единственным по-настоящему общественным и, без преувеличения, уникально доступным с точки зрения как цены, так и географии маршрутов.

Поэтому все разговоры о том, что необходимо приблизить стоимость билетов к реальной стоимости поездок, оптимизма ни у населения, ни у региональных администраций не вызывают. Конечно, возили же железнодорожники людей, решали как-то проблемы, пусть будет так и дальше - не посмеют же они отказать десяткам тысяч пассажиров, ежедневно курсирующих на электропоездах.

Стоимость проезда - на совести властей

И все же жизнь, хоть и медленно, но расставляет все по своим местам. Областные и краевые власти, кому самой судьбой велено быть социально ответственными за комфортность перемещений людей по их территориям, медленно, неохотно, но все же поворачиваются к данной проблеме лицом. Конечно, не без помощи Правительства РФ - оно еще в 1995 году выпустило постановление N 239, которым вменило в обязанность субъектам федерации участвовать в регулировании тарифов на пригородном железнодорожном сообщении. И положительные сдвиги уже есть. Например, администрация Ростовской области ежегодно выделяет миллионные суммы железной дороге на компенсацию убытков, проявляя заботу о простом, рядовом дачнике. И это, кстати, дает ей моральное право вести с железнодорожниками переговоры на равных, решая различные социальные проблемы региона.

Иную позицию занимает правительство Ставропольского края. На протяжении последних пяти лет в краевом бюджете ни разу не было предусмотрено денежных средств на компенсацию убытков ОАО "РЖД". Но если раньше Ставропольский край предлагал хоть какие-то альтернативные формы компенсации финансовых потерь от пригородных перевозок, то в 2006 - 2007 годах железная дорога не получила взамен ничего, и несет в этом регионе огромные убытки. Только за 7 месяцев текущего года они составили 170 млн. рублей. А это оставшиеся не купленными новые комфортные электрички с кондиционерами, стоящие без ремонта вокзалы. Правительство же края, по сути, заняло позицию стороннего наблюдателя по данному вопросу, игнорируя федеральное законодательство. Тем самым оно не оставило выбора железной дороге. Чтобы сохранить пригородные перевозки хотя бы на сегодняшнем уровне, дорога будет вынуждена постепенно повышать стоимость проезда.

Сейчас региональный тариф - 6 рублей. Это то, что платит человек за проезд 10 км в пригородных поездах, тогда как реальная стоимость - 14. Оплату разницы в 8 рублей берет на себя железная дорога. Во многих субъектах Российской Федерации пассажиры платят гораздо больше. Например, в Астраханской и Курской - 9 рублей. Во Владимирской - все 11, не говоря уже о Москве - там вообще 17. И если Ставрополье и дальше будет закрывать глаза на данную проблему, то повышение тарифов, увы, пройдет за счет жителей края. И надо смотреть правде в глаза - вина за возможный рост цены для тех, кто приходит к билетным кассам, неизбежно ляжет на правительство Ставропольского края, которое в целях сию-минутной выгоды в виде экономии бюджетных средств, оставило своих граждан один на один перед риском роста тарифа в пригородном сообщении.

Сдерживающий фактор для развития экономики

Но и это еще не все. Надо отдавать себе отчет - чего не делают на Ставрополье - оплата пригородных перевозок на самом деле имеет государственное значение. И об этом сегодня говорится с самых высоких трибун. В начале августа в Ростове-на-Дону министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин во время обсуждения стратегии развития транспорт-ной системы страны заявил: "Мы не выполним эту программу, если регионы не возьмут на себя компенсацию убытков от пригородных железнодорожных перевозок - ведь это будет тормозить развитие железных дорог". Тут не поспоришь - те миллионы, которые можно было бы пустить на развитие, железная дорога вынуждена тратить на электрички.

Между тем, дальнейшее развитие экономики страны невозможно без развития транспортного комплекса, а ядром этого комплекса, по образному замечанию президента страны, является именно железнодорожный транспорт. Нужно модернизировать уже имеющиеся железнодорожные сети, прокладывать новые участки дорог, обновлять подвижной состав, запускать высокоскоростные линии. Необходимы серьезные финансовые вложения. Не делать их - уже в ближайшие 5-6 лет транспортный комплекс станет сдерживающим фактором для развития экономики.

Понимает ли это губернатор Ставропольского края? Приехав на обсуждение стратегии развития транспортного комплекса, он активнее других предлагал различные региональные проекты для включения в федеральную целевую программу. Но ни слова не сказал, собирается ли краевой бюджет внести свой посильный вклад в развитие транспортной системы России в рамках Ставрополья.

Смотрите также: