Кто отвечает за фасады?

   
   

Есть ли нарушения в застройке Ставрополя, что будет в новом генплане города, почему в краевом центре не ремонтируются памятники архитектуры? На эти и другие вопросы корреспондента "АиФ"-Северный Кавказ" ответил главный архитектор Ставрополя Петр Маркатун.

"Если земля пустует - почему не построить?"

- Петр Константинович, во время недавней выборной кампании активно использовалась тема хаотичной застройки города. Мол, застраиваются детские площадки и зеленые зоны, нарушаются красные линии. Известный депутат российской Госдумы А. Хинштейн, побывав в краевом центре накануне выборов, вернувшись в Москву, заявил по телевидению, что в Ставрополе застроили два стадиона. Что вы на это скажете?

- Я в газете тоже прочитал, что застроены какие-то стадионы. Я такой информацией не располагаю. Пусть это будет на совести тех, кто ее донес до депутата.

Кто-то говорит - хаотичная застройка, а можно назвать это разумным использованием городской земли. Повышение плотности за-стройки увеличивает эффективность использования инженерных сетей. Если земля пустует, замусорена, никто за ней не ухаживает, почему там не построить жилой дом? Конечно, людей можно понять: стройка по соседству создает неудобства. Шум, грязь...

Я хочу напомнить, протестное движение началось с 374-го квартала. Проектом его застройки, разработанным еще в прошлом веке, мною же утвержденным, предусматривалось возведение 16-этажных домов. Но раньше построить эти дома не было возможности - не было в городе заказчика, способного выполнить эти работы. В прошлом году такой заказчик появился, и мы начали строить

16-этажки на тех площадках, которые были определены проектом, без каких-либо изменений. И вот жильцы соседних домов подняли шум: нам не нужны эти дома, они нам мешают. Возник протестный комитет.

- Еще ваши оппоненты говорят, что город строится по старому генеральному плану, не учитывающему изменившиеся социально-экономические реалии.

- Существующий генплан после корректировки в 1991 году мог бы действовать до 2016 года. Но по закону до 2010 года мы должны иметь новый генплан. И мы его уже заказали. В этом году генплан должен быть готов. Летом он будет представлен для широкого обсуждения, а осенью, я думаю, пройдет согласование. Кстати, московские проектировщики нового генплана из института "Гипрогор" также отмечают, что в Ставрополе крайне неэффективно используется земля существующих селительных территорий. То есть то, что мы делаем, одобряется специалистами, но не находит понимания у части жителей.

- Что будет в новом генплане?

- Численность жителей в Ставрополе к 2030 году в соответствии с новым генпланом увеличится до 420 тысяч человек. Активное строительство планируется в Юго-Западном районе. Там, а также в восточной части города, в районе Чапаевки должны появиться новые крупные жилые массивы. Развитие получит Демино. В микрорайоне будет создана городская зона отдыха вокруг Вшивого озера. Транспортная связь Демино с центром станет короче, чем сегодня.

Очевидно, будут осваиваться площадки в центральной части города, ныне занимаемые воинскими частями.

- В Ставрополе до сих пор огромные кварталы индивидуальных малоэтажных домов. Что их ожидает?

- И до них дойдет очередь. При социализме было проще. Городские власти могли сносить одноэтажные дома и их жильцам давать квартиры по 9 метров на человека. Теперь и дома, и земля под ними - это уже частная собственность. Но все равно находятся инвесторы - выкупают домовладения и строят.

"Перенести стадион - сумасшедшие затраты"

- На некоторых главных городских улицах, которые по логике должны застраиваться многоэтажными зданиями, появляются новые частные дома. То есть в рисунок многоэтажной улицы на долгие годы вписываются невысокие индивидуальные строения, многие из которых пусть и добротные, но далеко не высокоархитектурных форм? Вас это устраивает?

- А что, запретить строить? Вы - хозяин домовладения, имеете возможность и хотите построить новый дом. Кто может вам запретить? Нет закона, по которому человеку на своем земельном участке можно было бы не разрешить строить.

- В Ставрополе немало памятников архитектуры, которые давно требуют ремонта, но не ремонтируются годами, десятилетиями. Почему так происходит?

- Есть такая шутка: если хочешь, чтобы здание разрушилось, повесь табличку, что охраняется государством. Муниципальных памятников архитектуры нет, все они - в ведении субъекта Федерации. На их ремонт деньги должны выделяться из краевого бюджета. Памятники архитектуры, действительно, ремонтируются очень плохо.

- Насколько оправдано присутствие в самом центре Ставрополя стадиона? Согласитесь, было бы странно, если бы в Москве Лужники построили рядом с Красной площадью. Нет ли планов по переносу спортивного объекта куда-нибудь в другое место?

- Такое не планируется. В свое время было достаточно модно ставить стадион в центре города. Возможно, это неправильно. А по транспортным нагрузкам - это вообще неправильно. Но вынос стадиона генпланом не закладывается. Это сумасшедшие затраты. Возможно, когда-нибудь появится инвестор, который захочет освоить эту территорию при условии строительства стадиона в другом месте.

- Некоторые, на мой взгляд, большие оптимисты говорят, что столица края уже практически ни в чем не уступает европейским городам? Вы с этим согласны?

- Город наш красивый, у него очень красивый ландшафт. Но с европейскими городами его сравнивать не очень корректно, они гораздо старше, чем Ставрополь, и они сразу строились из камня, тогда как у нас все начиналось с дерева, с каких-то хижин. Я думаю, если восстановить, покрасить фасады, город бы выглядел гораздо лучше. И отношение людей к месту, где живут, должно быть иное. Обратите внимание, плитка на новой площади с памятником Ангелу уже вся в жвачке.

- Кстати, про фасады. Кто отвечает за внешний вид домов? Вот, допустим, архитектор нарисовал красивый проект. Строители его воплотили. Но вселившиеся жильцы тут же начинают застеклять лоджии, балконы. Делают - кто во что горазд, из разных материалов. Через полгода у дома совершенно непотребный вид.

- Полностью согласен, что это безобразие. Если законы нарушаются, должны приниматься меры. У нас этого не происходит. Не только жильцы уродуют внешний вид зданий. Бывает, что объект еще не сдан, а заказчик уже начинает делать то, что не предусмотрено проектом. В советское время я мог арестовать банковский счет заказчика, остановить стройку. Сегодня я этого не могу. А госархстройконтроль озабочен только тем, чтобы здание не обрушилось, внешний вид его совершенно не волнует. То есть рычагов, с помощью которых можно было бы воздействовать на нарушителей - нет.

Смотрите также: