Язык жестов должен быть национальным

   
   

Пять лет назад одна журналистка решила "оглохнуть". Намеренно, чтобы написать материал о неслышащих людях, прочувствовав их боль. Произошло это в тот момент, когда в США рухнули башни-близнецы. Женщина не могла взять в толк, почему по всем каналам телевидения каждый час показывают одни и те же страшные кадры, и попросила вытащить из ее ушей специальное устройство.

Так что можно только догадываться, в каком информационном вакууме находятся глухие люди. На Ставрополье их проживает более 7 тысяч человек. Кстати, краевому обществу глухих на днях исполнилось 80 лет.

Проблем у этой категории граждан немало, но одна из главных - социальная незащищенность.

Велика потребность глухих в сурдопереводчиках, однако их в ставропольском сурдоцентре всего два. И это действительно огромная проблема для тех, кто не слышит. Об этом рассказывает заместитель руководителя общества Ольга Копнина: "Судите сами. Глухой человек не в состоянии самостоятельно взять кредит, обязательно нужен сурдопереводчик. А недавно в Изобильненском районе был случай, когда глухая женщина просто не могла опровергнуть факты, о которых шла речь на судебном заседании. Повестку в сурдоцентр не прислали - это явное нарушение прав глухих граждан. Неоднократно мы делали запросы в Центр занятости населения, должны ли обучать в нем неслышащих? На что нам отвечали: "Да, но только если рядом будет сурдопереводчик". Но это невозможно, поскольку долгое время в крае был вообще один специалист, который физически не мог этого сделать - одного нужно сопровождать в больницу, второго - в милицию, третьего - в банк и так далее".

Отдельного разговора заслуживает история самой Ольги. Ей всего 23 года, язык жестов она выучила самостоятельно, из интереса, когда в студенческие годы подружилась с глухим парнем. Оля училась на факультете социальной работы. "Выбирала специальность сознательно, я - человек верующий и хотела, чтобы профессия не противоречила библейским заповедям". Когда девушка заканчивала университет, знакомый предложил ей перспективную высокооплачиваемую работу, но Ольга отказалась. Ее однокурсники до сих пор в недоумении от того, что она по своей воле выбрала не самое престижное занятие сначала в городском обществе глухих, а затем и в краевом. Сегодня ее зарплата всего 1870 рублей, но работой, а главное тем, что она может помогать людям на профессиональном уровне, Оля довольна.

В рамках ее аспирантской работы "Неформальное социально-педагогическое обучение родителей, воспитывающих детей-инвалидов" запланирован эксперимент - Ольга хочет провести обучающие семинары для родителей по жестовому языку.

"Во всем мире ученые пришли к выводу, что в семьях, где с глухими детишками общаются посредством жестов, а не только губами, дети вырастают более коммуникабельными и быстрее обучаются. На съезде Всероссийского общества глухих узнала о том, что сейчас в Госдуме РФ депутатом Чуевым разрабатывается законопроект "О жестовом языке", цель которого - поднять статус языка жестов до уровня национального, ведь те, кто не слышит - такие же члены общества, как и все остальные. Жестовый перевод входит в перечень бесплатных социальных услуг населению, но во многих регионах их просто некому оказывать: кадры стареют, а молодежь в такие профессии из-за низких заработков не идет. И почему-то в нашем обществе к сурдопереводчикам относятся как к людям третьего сорта. В организациях, куда мы сопровождаем глухих, часто игнорируются наши просьбы поставить на специальном бланке печать", - делится наболевшим Ольга Копнина.

Поэтому самое главное в ее работе, по собственному признанию, это терпение и уравновешенность, поскольку многие глухие - очень эмоциональны. Но гораздо тяжелее не с этой категорией граждан, а с той, кто глух к чужой боли.

Смотрите также: