Прошлой осенью в один узел завязались отставка тяжело больного первого президента республики Валерия Кокова, назначение на должность нового президента, не принадлежавшего ни к одному из правящих кланов, и вооруженное нападение на Нальчик, случившееся практически через две недели после принесения присяги Арсеном Каноковым.
Причин было много
Почему это стало возможным в мирной республике?
Глава КБР Арсен Каноков считает, что имел место комплекс причин. Это отсутствие внятной национальной политики и идеологический вакуум последних лет, который заполнили проповедники радикального ислама, нередко получившие хорошее религиозное образование за рубежом, а также хлынувшие в страну иностранные миссионеры. Непрофессионализм Духовного управления мусульман и местных имамов, не могущих противостоять изощренной пропаганде миссионеров. Глубокий кризис доверия населения к насквозь коррумпированной, отгородившейся от людей властной верхушке. Большой ошибкой были также репрессивные меры милиции к глубоко верующим приверженцам радикального ислама и полное невмешательство других институтов власти в идеологическую борьбу, развернутую за умы молодежи, теми, кто ставит целью отторжение Кавказа от России в геополитических интересах третьих сил.
Ситуация назревала исподволь. В мечетях находили оружие и боеприпасы, мишени и экстремистскую литературу. Но прежние правители закрывали на это глаза. Далекое от религии общество, занятое проблемами выживания в условиях глубокого кризиса, также не смогло распознать и адекватно среагировать на новую для себя угрозу.
Власть любой ценой?
Нападение на Наль-чик, как сказал Каноков, вовсе не было спонтанным выступлением против силовых структур молодых верующих, мальчишек, отстаивающих свои права.
"Это была тщательно спланированная, инициированная заказчиками извне террористическая акция, направленная на подрыв конституционного строя. Бесспорна причастность к ней Басаева, связанного с международной террористической сетью", - подчеркнул президент КБР. Сыграла также роль смена власти, проведенная Кремлем "в обход" прежней элиты. Доказать свою незаменимость легче всего в сложных условиях. Не исключено, что за этим стоит кто-то из оппонентов, которых не пустили во власть, и беспорядки в республике были спровоцированы в попытке сохранить должности.
Среди поднявших оружие против своего народа были как боевики-профессионалы, получившие немалые деньги, так и "идейные" верующие, обманутые и брошенные на расстрел вожаками.
"Я был в следственном изоляторе и видел парней с мозолистыми руками, говорил с ними. Думаю, настоящие боевики были убиты в центре города. Часть участников нападения не знали, кто ими реально управлял. Им дали деньги, оружие и погнали вперед", - сказал Каноков. Он глубоко убежден, что события 13-14 октября - это трагедия для всего народа КБР. Но это и повод задуматься.
Хлеба и зрелищ
Сейчас новые власти возрождают экономику республики. Долги региона сокращены вдвое. На внешнем рынке республику стали уважать как надежного партнера, платящего по счетам. Нестандартные шаги делаются навстречу крупному бизнесу, который испытывает недоверие к КБР. Чтобы разделить возможные риски и инвесторами, пришедшими в республику, создан Exit-фонд или "фонд выхода". В республику уже пришли несколько крупных компаний. Помимо хлеба люди всегда жаждали зрелищ. Небывалый успех новичка премьер-лиги нальчикского "Спартака", воодушевил людей больше, чем кабинетные достижения руководства, расчищающего прошлые завалы под новую экономику республики.
На прошлой неделе КБР получила еще один подарок - реконструированный ипподром в Нальчике и самые большие в России скачки. Идет речь о возрождении Малкинского конезавода, а также кабардинской породы лошадей, незаменимых при дистанционных пробегах. А это уже тянет на возрождение гордости за республику.
Память
В канун трагической даты именами погибших силовиков называли школы и улицы. Именами уроженцев селения Лечинкай Чегемского района - братьев Замира, Тимура и Аскера Дышековых, а также Ибрагима Тамазова - жители решили назвать две улицы. Односельчане - сотрудники полка патрульно-постовой службы, будучи в дежурном наряде, отбили нападение на полк бандитов, стремящихся захватить оружие. Именем капитана милиции Хизира Ойтова также названа улица в родном селении. Стенд памяти погибшего сотрудника Наркоконтроля Рашида Ногерова и мемориальная доска с именем выпускника-героя открыты в школе-лицее N 14 в Нальчике, где он учился.
Погибших товарищей вспомнили в Управлении службы исполнения наказаний (УФСИН), на территории службы открыт мемориал памяти погибших коллег. У 23-летнего младшего сержанта УФСИН Ивана Корчагина уже после его гибели родилась дочь. В память руководителя пресс-службы Антитеррористического центра "Т" Тамирлана Казиханова выпущена книга, но его сынишка пока не умеет читать, ему меньше двух лет.
Траурные митинги прошли во всех силовых структурах, подвергшихся синхронному нападению боевиков. Массовый митинг против террора, ксенофобии и религиозного экстремизма собрал на площади Абхазии столицы Кабардино-Балкарии около 4 тысяч человек.