Как выбирали лучших учителей

   
   

Скоро будет год, как Президент РФ В. Путин объявил о приоритетных национальных проектах. Сегодня однозначную оценку им дать нельзя: что-то получается, что-то идет не так, как планировалось. В одном из проектов было заявлено, что образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество - соответствовать лучшим отечественным и международным образцам.

Но как об этом можно вести речь, если учителя получают нищенскую зарплату, а во многих школах, особенно на периферии, не достает элементарных для нормального образовательного процесса вещей? Поэтому конкурс лучших учителей образовательных учреждений субъектов, проводимый в рамках нацпроекта "Образование", должен хоть кому-то помочь решить материальные проблемы.

На Ставрополье он уже состоялся, названы победители, каждый из которых к своему профессиональному празднику получит денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб. Но это лишь часть педагогов (223 человека), учитывая то, что в крае их трудится около 25 тыс. человек. Поэтому вполне логично, что не прошедшие в финал участники, а также остальные их коллеги, задаются вопросом "Кто эти счастливчики, заслужившие гранты, и как их отбирали?"

А судьи кто?

Первый замминистра образования края Анатолий Жигайлов признает, что, действительно, процент награжденных ничтожный. Но конкурс был открытым и проводился честно. Участники (а их было 331) в заявках писали не сами о себе. Информацию об участниках конкурса собирали из разных источников - начиная от школьников и их родителей и заканчивая социальными партнерами, теми же попечительскими советами школ, педагогическими коллективами и т.д. Министерство образования и науки РФ выделило квоту, которую распределили между городами и районами края. А в экспертную комиссию из 40 человек, рассматривавшую конкурсные материалы, вошли представители профсоюза, краевого отделения Российского детского фонда, совета ректоров вузов и другие. Каждую работу оценивали два человека, затем выставлялся сводный балл и определялось место учителя в рейтинге. Так что никакой предвзятости, по словам Анатолия Васильевича, при определении лучших учителей быть не могло.

Каковы же главные критерии отбора? В первую очередь, учитывалась позитивная динамика достижений школьников за последние

3 года. Сюда входит и качество знаний, и наличие медалистов, призеров предметных олимпиад, подготовка школьников к научно-практическим конференциям и форумам. Другой критерий - реализация учителем современных образовательных технологий: применение технических средств и источников информации, программного обеспечения и так далее. Но здесь сразу возникает вопрос: далеко не в каждой сельской школе имеется хотя бы компьютер, и разве виноваты учителя, что им просто нечего было использовать?

Кстати, как выяснилось, на отдаленных хуторах не все знали о проведении такого конкурса, на местах, видимо, не везде позаботились о том, чтобы довести нужную информацию до потенциальных участников. "Да и не до конкурса нам сейчас, на селе летом забот и так хватает", - разводит руками педагог с 26-летним стажем из пос. Пе-редовой Изобильненского района.

Физики победили лириков

Учитывая, что системе образования края 70% - женщины, в министерстве были несказанно рады тому, что в числе победителей оказалось и 30 мужчин. Анализ показал, что в конкурсе участвовали почти все предметники. Больше всего победителей (20,6%) - математики, физики, информатики и астрономы, за ними следуют преподаватели русского языка и литературы (18,4), также в списке финалистов по трое учителей рисования и черчения, ОБЖ и один учитель музыки. Независимо от того, чему победители обучают детишек, каждый финалист в подарок получит автоматизированное рабочее место, включающее компьютер с соответствующим программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран. Саму же премию каждый сможет потратить на свое усмотрение. Но средства из федерального бюджета пока не поступили.

В министерстве советуют не расстраиваться тем учителям, кто по каким-либо причинам в этом году не смог поучаствовать в конкурсе - проект рассчитан на 3 года, и за это время гранты получат около 700 человек.

"Справка "АиФ" - СК"

В Северной Осетии тоже подведены итоги конкурса учителей средних школ, проходившего в рамках нацпроекта "Образование". Победителя стали 61 учитель: 21 из Владикавказа и 40 - из районных школ. В жюри помимо работников образования - представители различных общественных организаций.

А в Чеченской Республике только вчера составлялся рейтинг, сейчас идет подсчет голосов. Никаких нареканий конкурс не вызвал. Из 315 претендентов на звание лучшего учителя будет отобрано 167 человек.

Смотрите также: