Нужны ли России инвесторы?

Фото: АИФ

   
   

Об этом крупном агрохолдинге в Александровском районе края, которым руководит Адель Мажид Хаммуд, мы не раз рассказывали нашим читателям.

За несколько лет работы предприятие под его началом добилось значительных результатов в сельхозпроизводстве, заняв лидирующие позиции не только в районе, но и на Ставрополье в целом. Только в прошлом году агрохолдинг пополнил зерновую копилку края на 148 тысяч тонн, показав лучшую в районе и одну из лучших в регионе урожайность пшеницы. Грамотный подход в работе, бережное отношение к земле, социальная ответственность бизнеса — таков стиль работы Аделя Хаммуда на Ставрополье, которое много лет назад стало для него второй родиной.
Чем сегодня живет хозяйство? Как проходит уборочная страда? Насколько удачным окажется нынешний сельскохозяйственный год? Это лишь часть вопросов, которые нас интересовали, когда мы ехали на встречу с Аделем Мажидом, главными специалистами хозяйства и коллективом работников на александровской земле. Не менее важным был для нас и другой момент: насколько благоприятно складывается в районе инвестиционный климат. Ведь этот фактор зачастую становится определяющим, поскольку именно от этого зависит, есть ли у предприятия будущее и сможет ли оно успешно развиваться, без чего ни один здравомыслящий инвестор не станет вкладывать средства в производство.

Вторая родина

Но прежде чем коснуться дней сегодняшних, напомним нашим читателям историю становления агрохолдинга, отсчет которой начался еще в 2004 году. Образовавшись в то время на базе ООО «Саблинское», в его структуру спустя несколько лет вошли ООО «колхоз имени Войтика» и ООО «Племенной конный завод «Ставропольский».
Многие предпочитают сегодня об этом забыть, но восемь лет назад скептики говорили о том, что задача Аделя Мажида — выжать все соки из земель Саблинского. А чтобы сгустить краски, убеждали, что не нужно тому ничего, кроме собственной выгоды, что как только «возьмет свое» - тут же «растворится» в неизвестном направлении.
В пользу недоброжелателей, казалось бы, говорило «нероссийское» происхождение нового инвестора. Адель Хаммуд родом из Сирии, а чужаков у нас, как известно, не особо жалуют. Вот только о том, как много связывает предпринимателя со ставропольской землей, предпочитали не упоминать.
А ведь Адель Мажид много лет назад принял российское гражданство. Случилось это в то время, как встретил он в России свою настоящую любовь. Ею стала коренная ставропольчанка Татьяна. Познакомившись в студенчестве в одном из вузов Краснодарского края, они впоследствии решили оформить отношения. Плодом этой красивой романтической любви стали трое ребятишек.
- Я уже много лет живу с моей семьей на Ставрополье, и этот благодатный край я действительно считаю своей второй родиной, - с глубоким чувством уважения к этой земле говорит Адель Мажид. В искренности его слов можно не сомневаться. За них говорят его дела.

Обретение веры

Первое, с чего начал инвестор в «Саблинском» - вложил серьезные средства в восстановление агропредприятия, поскольку необходимо было покрыть нанесенные прежними хозяевами убытки и выплатить долги по кредитам и налогам. Ведь достался Адель Хаммуду не лакомый кусок в виде успешного хозяйства, а по сути, полный банкрот.
- В то время предприятие терпело огромные убытки, - рассказывает Адель Мажид. – Люди месяцами не получали зарплату, работали за трудодни. Обстановка была очень напряженной, обессиленный народ везде видел обман.
А потому главной задачей стало добиться доверия владельцев земельных паев, колектива хозяйства, местных жителей, доказать им, что ты пришел не на один день, что готов честно исполнять все взятые на себя обязательства. Это касалось и заработной платы, и арендной платы за земельные участки, и отношения к самой работе.
Предприятию удалось наладить тесные связи с учеными Краснодарского НИИСХ имени Павла Лукьяненко. Научный подход стал тем трамплином, с помощью которого хозяйству не один год удавалось достигать высоких результатов. По кубанской системе здесь дважды вносят удобрения, активно используя средства защиты растений, гербициды и фурмициды.
Получение хорошего урожая — залог благополучия работников. Такая политика работы на результат была взята на вооружение на предприятии Аделя Хаммуда. И она принесла свои плоды. На работу к инвестору потянулась молодежь. Шутка сказать, но на некоторых производственных участках до 60 процентов работников — представители нового поколения хлеборобов, которым доверяют работать на самой современной сельхозтехнике.
Заведующий производственным участком №1 агроном Радик Нура лиев в «Саблинском» работает не первый год.
Попутно учится в Ставропольском государственном аграрном университете, куда поступил по окончании техникума.
- Заработная плата на нашем предприятии выплачивается без задержек, - говорит он. - Кроме того, она выше, чем в других хозяйствах района. Но для меня размер зарплаты — это далеко не единственный фактор в пользу работы в «Саблинском». Как молодому специалисту мне интересно получить практический опыт, поскольку здесь применяют самые современные агротехнологии с учетом последних разработок ученых в области агрономии.
Более того, новый инвестор стал вкладывать средства в инфраструктуру села, в досуг местных жителей, начал выделять деньги на освещение улиц, ремонт школы. Будучи христианином, помогал местной церкви и даже ввел новое «правило»: выдавать подарки пайщикам к главным христианским праздникам – Пасхе и Рождеству Христову. Кроме того, на средства инвестора в Саблинском были реконструированы мельница и мини-пекарня. Это дало возможность выпекать хлеб для пайщиков хозяйства. За каждый земельный надел здесь выплачивают от 2100 до 3000 килограммов зерна, 10 килограммов сахара, 10 литров растительного масла и пять килограммов риса. Но и это еще не все. В прошлом году по итогам жатвы 60 лучших работников за счет предприятия отправились на отдых в
Египет. 

Новая жизнь

Опыт последних лет показал, что для стабильного развития предприятия немаловажно увеличение посевных площадей. Поверившие в инвестора люди были готовы отдать хозяйству в аренду свои земельные паи. И они не прогадали. Такое же добросовестное отношение к людям, к работе, к земле повторилось потом и в двух других вошедших в агрохолдинг предприятиях: ООО «Колхоз имени Войтика» и ООО «Племенной конный завод «Ставропольский». Факт остается фактом: в каждое из них инвестору удалось вдохнуть новую жизнь.
Единственное направление деятельности ООО «Саблинское» - растениеводство. Влившись в структуру агрохолдинга, «Племенной конный завод «Ставропольский» открыл в истории предприятия новую страницу. Адель Мажид признается, что сперва был против того, чтобы всерьез заняться коневодством — слишком далек он был от этой отрасли. Но супруга Татьяна Викторовна убедила, что речь идет не просто о новом направлении, а о сохранении уникальной терской породы лошадей, которую в свое время называли гордостью России.
В то время, когда Адель Мажид приобрел предприятие, оно находилось не просто в плачевном состоянии — лошади умирали от голода и холода. На то, чтобы отремонтировать помещения, заготовить корма, закупить соответствующую сельхозтехнику, обновить стадо, приобретести племенных животных потребовались многомиллионные вложения.
- О получении прибыли мы сейчас даже не задумываемся, - констатирует Адель Хаммуд. -  Потребуются годы, десятилетия серьезной работы, немалые денежные средства, усилия всего коллектива. Но я понимаю, насколько важно вернуть имидж этой породе, которая стала не только частью истории коневодства в России, а фактически является реальным достоянием страны.

Найти понимание

В этих словах Аделя Мажида вновь чувствуется его отношение к России как к стране, ставшей для него второй родиной. Но если жители сел, где базируется хозяйство, работники предприятия и владельцы земельных паев убедились в добросовестном отношении инвестора, в искренности его намерений, то взаимодействие предпринимателя с местными властями, по его словам, оставляет желать лучшего.
Год назад через нашу газету Адель Хаммуд рассказал о непонимании, возникшем между ним и руководством Александровского района и села Саблинского. Тогда удалось найти компромисс и через диалог власти и бизнеса прийти, наконец, к консенсусу. Но теперь предприниматель вновь заговорил о неблагоприятном инвестиционном климате, сложившемся в районе. Вот что он сам говорит о конфронтации с местными чиновниками.
- Восьмой год я работаю на этой земле, вкладывая многомиллионные средства в сельхозпроизводство. Убежден в том, что результаты моей работы положительным образом сказались на социально-экономической ситуации в районе. Я надеялся на то, что найду понимание и всестороннюю поддержку у местных властей, поскольку всегда понимал социальную ответственность перед людьми, которые живут и трудятся на этой земле, и думал, что такое отношение найдет положительный отклик у руководства района. Было много планов, уже реализованных, в социальной сфере, обсуждались перспективы дальнейшей работы в этом направлении, в том числе по финансированию строительства спортивного комплекса. Но то, что происходит сейчас, лишает меня веры в саму возможность плодотворного сотрудничества с такой властью.
Все последние годы я не могу спокойно работать. Вместо того, чтобы развивать производство, я вынужден решать какие-то вопросы и проблемы, инициированные, как я считаю, местной администрацией. Я не могу понять логику тех, кто пытается очернить меня. Но именно так и происходит. Вместо того, чтобы думать о будущем района, власть занимается тем, что будоражит людей. Чего только стоят письма в адрес руководства страны, в которых говорится, в частности, о том, что я отбираю земли у фермеров. Или заявляется, что якобы с женой, с которой прожили 24 года и имеем троих детей, мы состоим не в официальном, а в фиктивном браке.
Я могу предполагать, в какой плоскости находятся интересы тех, кто организовал такую чуть ли не травлю. Но идти против столь мощного административного ресурса непросто даже такой сильной и развитой организиции, как наш агрохолдинг. 
Все, кто живет в Саблинском, знают, сколько я делал для жителей села, местной школы. Люди приходили ко мне со своими бедами и проблемами в уверенности, что всегда могут рассчитывать на помощь.
Не знаю, чем руководствовался глава села, когда мне были созданы такие условия, которые практически вынудили меня уйти из Саблинского — а точнее, поменять юридический адрес фирмы. Чего он действительно добился, так только одного: наши налогоотчисления перестали идти в местный бюджет. Не думаю, что это повод для гордости. 
Сейчас много говорят о том, что необходимо для того, чтобы российская экономика крепко стояла на ногах. Однако, по моему глубокому убеждению, ответ лежит на поверхности. Важно создать условия, при которых реальные деньги смогут работать на становление промышленного производства, на развитие сельского хозяйства. А для этого нужно менять подход во взаимоотношениях между властью и бизнесом, создавать благоприятный инвестиционный климат. Я не могу говорить о ситуации во всей стране. Но на примере Александровского района края я убедился в том, как с использованием административного ресурса можно душить бизнес.

С надеждой на лучшее

Разговор с Аделем Мажидом состоялся в самую нелегкую для любого сельхозпредприятия пору — уборочную страду. Ситуация осложняется тем, что из-за непростых природных условий, весенней засухи, сказавшейся на росте и развитии растений, урожайность зерновых оставляет желать лучшего. И руководителю предприятия при таких обстоятельствах важно думать отнюдь не о том, как налаживать взаимооотношения с чиновничьим крылом, а о том, как максимально выгодно продать урожай, чтобы обеспечить людей достойной зарплатой, вложить средства в развитие производства. Тем более что сама жатва проходит очень непросто.
- Уборочные работы серьезно осложняются тем, что почва сильно переувлажнена, - говорит главный агроном ООО «Саблинское» Владимир Назаренко. - За две недели страды выпало более ста миллиметров осадков. Еще один проблемный фактор — сильное зарастание пшеничных полей, это усложняет уборку, что также обусловлено природными условиями.
Впрочем, для пропашных культур изобилие влаги — это, напротив, благодать. В прекрасном состоянии подсолнечник, кукуруза. Виды на урожай очень неплохие.  Лучше, чем в пршолом году.
Работы в хозяйстве не прекращаются ни на один день. Как только убрали хлеб, сразу занялись дискованием, вспашкой, борьбой с сорняками. Благо, влажная земля, хорошо поддается обработке. А потому практически сразу за комбайнами в поле выходят тракторы. Коррективы вносит только погода. Но люди при таком графике задействованы максимально. 
Недобор нынешнего урожая может компенсировать только цена на зерно. И все же потери таковы, что о тех масштабах вложений в материально-техническую базу предприятия, как это происходило раньше, пока думать не приходится. С дорогостоящими приобретениями нужно будет повременить. Но есть возможность опереться на тот ресурс, который был заложен многолетними вложениями в будущее предприятия. А они, надо сказать, впечатляют.
Укомплектованность машинно-тракторного парка позволяет выполнять уборочные и посевные работы собственными силами. Только этой зимой агрохолдинг закупил два современных трактора «Нью Холланд» мощностью 615 лошадиных сил, 12-метровый культиватор и девять катков на общую сумму 27 миллионов рублей.
Обстановка в коллективе рабочая, несмотря на трудности нынешней страды. Все понимают, что главное — не только собрать урожай, но и качественно обработать почву, чтобы заложить хорошую основу под будущий урожай. 
- Погода, конечно, нас в этом году не балует, - говорит начальник производственного участка № 4 Вадим Батурин. - Работать очень тяжело. Но главное, мы знаем, что трудимся не за пустые обещания. Адель Мажид свои обязательства всегда выполняет. К тому же, работая под его началом, мы всегда уверены в том, что не останемся один на один со своими проблемами, а можем рассчитывать на материальную поддержку. В этом не раз убеждались многие из нас. И это очень немаловажный стимул.
Сельхозпроизводство — не та сфера, которой могут идти на пользу любые встряски: будь то колебания рынка или отсутствие диалога с властью. Тем более сейчас, когда для отрасли наступают непростые времена. Никто не знает, как скажется на агробизнесе вступление России в ВТО. Сельхозтоваропроизводители уповают на господдержку. И здесь очень важно, чтобы на местах, как это иногда бывает, она ни при каких условиях не обернулась в «господножку».

Смотрите также: