Наверное, трудно не согласиться с тем, что если краю и есть чем сегодня гордиться на полном основании, так это своим сельским хозяйством.
Совсем недавно губернатор объявил, что краевые аграрии впереди планеты всей, естественно, в масштабе нашей страны. Интересно, кто еще может похвастаться таким результатом? Поэтому, вручая в рамках проекта «Гордость Ставрополья» награду в номинации «Первый среди лучших», мы в полной мере понимали степень значения этого события. Ведь по большому счету мы действительно встречались с первым среди лучших аграрных предприятий страны - СПК колхоз–племзавод «Казьминский». Поэтому и отношение к словам Сергея Шумского, председателя легендарного хозяйства особенное. При таких результатах и масштабах производства, возможно, мелкие проблемы не так видны, но главные для аграриев высвечиваются куда более рельефней.
Двойные заложники
-Сергей Александрович, наши читатели прекрасно знают вас, ваше предприятие и его достижения. Поэтому предлагаю начать разговор с самого важного на данный момент. Как прошла посевная?
- Такой сложной весны, наверное, и старожилы не припомнят – большая влажность и 10 градусов в середине мая. Естественно, посевные работы прошли с задержкой, а условия их проведения были, мягко говоря, очень сложными. Вынуждены были сеять урывками, и во влажную почву. Очень тяжело идет процесс обработки средствами защиты. Мы всегда придаем огромное значение этим работам и проводим их на максимально качественном уровне. Казалось бы, только вздохнули, закончив обработку, как тут же заряжает дождь и сводит на нет все наши усилия. Опять ждем погоду и, как в кино, – мотор, дубль 2… Такая ситуация пугает не так дополнительными издержками, как своими последствиями, которые очень негативно могут сказаться на конечном результате. И это касается всех без исключения культур. Кроме того, создавшиеся климатические условия в своем роде идеальны для возникновения различных болезней. Особенно подвержены риску прошлогодние посевы озимой пшеницы. Все это очень меня беспокоит и боюсь, что последствия могут быть очень серьезными. Одно дело – засуха и как с ней бороться, совсем другое - не посеять, то есть уже изначально и обоснованно ставится под сомнение будущее наших урожаев. Сегодняшняя ситуация усугубляется еще и тем, что мы зависим не только от капризов погоды, здесь все ясно – это наша жизнь и работа, но и являемся заложниками государственной политики в отношении нас.
-Об этом много сегодня говорится. Ваше понимание проблемы?
- Я считаю, что сегодня вопрос однозначно нужно ставить таким образом. Нужно ли вообще государству сельское хозяйство? Нужны ли ему крестьяне и плоды их труда, которые во всем мире ценятся очень высоко? Может, стране нужны только переработчики? Но насколько я знаю, и у них проблем тоже хватает. Может, вообще отрасль стране не нужна, и большие головы вынашивают одно единственно правильное решение – закупать все продукты питания за рубежом, поддерживая тем самым иностранного производителя? Только вот налоги они платить в нашу казну не будут. А вот диктовать свои условия, не в пример нам, и сделать страну заложником своих национальных интересов у них наверняка получится здорово, как говорится, к гадалке не ходить. Если же все не так запущенно и нашей родине действительно нужен крепкий крестьянин, то, наверное, надо о нем иногда и подумать. Безусловно, я говорю это с известной долей иронии, потому что в действительности государственный подход ничего иного, кроме грамотных действий в русле понимания значения национальной экономической безопасности и заботы о своих гражданах, по определению, нести в себе не может. И, конечно, ощущать такой подход крестьянин должен не иногда и по большим праздникам, а постоянно. Но это в идеале. Мы же сегодня наталкиваемся на стену глухоты и равнодушия. В Центральной полосе сельское хозяйство уже практически убито, там глухота и равнодушие сделали свое дело почище Великой Отечественной войны. В чем собственно роль государства? Заботиться о достойной жизни людей, которые трудятся на его благо или только собирать налоги? А куда они потом идут? Триллионы выделяются на туризм и горные базы отдыха, и в Чечне образцовый порядочек, хоть пример с них бери. Но в российских селах тоже живут люди, и они тоже хотят иметь врачей и больницы, школы и хорошие дороги, спортзалы и зарплаты. Понятны вложения в армию - это святое, но кто ее будет кормить, впрочем, как и всю страну? Турбазы, нанотехнологии или агропром Чечни? Может, пора и к русским селам повернуться лицом. Ну а если государство не может в силу каких-то причин исполнять свои непосредственные функции в отношении села, так освободите нас от налогов, мы сами обеспечим родное село всем необходимым.
Бей своих…
- Может, уже есть смысл заявлять о своих проблемах более громко?
- Смысл есть только тогда, когда тебя слышат. Краевое министерство сельского хозяйства реально помочь мало чем может, нет у него соответствующих ресурсов, а его старший брат – российский Минсельхоз – выполняет, наверное, только ему одному понятную задачу, практически при полном отсутствии диалога с нами. Ведь логически рассуждая, всем абсолютно ясно, что какие-то реакции должны быть с его стороны. Видимо, проблемы просто не замечают или не хотят замечать, не понимая главного, что она уже назрела и сама собой не рассосется. Если бы это было не так, с нами бы вели хоть какой-то диалог: вот здесь, ребята, нам кажется неправильно работаете, а вот здесь мы согласны, вам нужно кое в чем помочь.
То есть нужно заниматься и разбираться. Есть разные страны, разные способы поддержки сельхозпроизводителей. Ну возьмите какой-нибудь пример, пусть даже не самый передовой с точки зрения современной мировой практики. Изучите его или, отталкиваясь от нашей специфики, возьмите, что-то рациональное в одном подходе, а что-то в другом. Нужно же пытаться хоть как-то сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Более того, можно куда более рационально использовать даже тот минимальный финансовый ресурс, который выделен нам государством. А если посмотреть глубже, сегодня необоснованность закрытия границ очевидна уже всем. Никто эту ситуацию вдумчиво не просчитал, зерна в стране хватило сполна, к нам очередь из ходоков за хлебом не выстроилась. В результате в ЮФО всю зиму и весну зерно пролежало на складах и уже встречает лето. Выгружать перед новым урожаем его некуда, поэтому выход один - выгрузить все, реализовав его за бесценок.
В результате потеряны миллиарды рублей, жизненно необходимых сегодня русскому селу. Создается впечатление, что государство взяло на вооружение принцип «Бей своих, чтобы чужие боялись».
Только ведь никто не боится, а наоборот, за бугром только аплодируют, мол, спасибо, помогли финансово подтянуть и своих людей, и производство. Так держать!
- Если перефразировать пословицу, то создавшаяся ситуация выглядит, наверное, так: пока гром не грянет, правительство не перекрестится. Один вопрос тревожит: не будет ли поздно креститься?
- Сегодняшняя ситуация именно так и читается. Отвечаю: скоро будет уже поздно, потому что сельское хозяйство – это тяжелый, каждодневный труд и аналогии с городской работой, с ее отгулами и праздниками, здесь нет и в помине. И если у людей лопнет терпение и они бросят село, назад однозначно не вернутся. Нужно четко это понять, и пусть не в один день, а постепенно хоть что-то менять в отношении к крестьянам, их труду и условиям жизни. Мы все живем на земле, она нас всю жизнь кормит, в нее и уйдем. Так, наверное, надо уважать и соответствующе относиться к людям, посвятившим ей всю свою жизнь.
Позитивный срез
- Чем сегодня государство реально поддерживает отечественного сельхозпроизводителя?
- Справедливости ради нужно отметить, все, что было заявлено краевым правительством в отношении поставок льготного топлива, на сегодняшний день выполняется. Конечно, его недостаточно, но это уже другой вопрос. Такой подход - очень хорошее подспорье, и эту практику, конечно, надо развивать и в дальнейшем, охватывая такие важные позиции, как минеральные удобрения и СЗР. Такое отношение было бы большим плюсом и для государства, и для селян. Ведь в нашем производстве сводится все к одному: сэкономленные на чем-то деньги идут или на зарплату, или на развитие.
- Ваше отношение к подрастающему поколению знают не только в Ставропольском, но и в Краснодарском крае, где предприятие показывает тоже прекрасные результаты. Спорт и строительство спортивных сооружений уже стало визитной карточкой предприятия. Что нового в спортивной жизни села?
- 22 мая я повезу детей, а вернее, сборную села Казьминское по каратэ в г. Невинномысск, где пройдут соревнования по этому виду спорта. Наши детишки будут приняты в спортивное сообщество каратистов и получат соответствующие сертификаты. Игровые виды спорта у нас в селе охвачены неплохо, но для детей единоборства всегда являются чем-то особенно привлекательным в плане развития мужественной и сильной личности. Видя такую заинтересованность, мы привлекли к этому прекрасного шихана Александра Нестеренко, имеющего 7 дан по каратэ, открыли в школе секцию, а сегодня уже достраиваем небольшой зал для единоборств. Все, что мы делаем в отношении спорта, преследует не только цель занять чем-то детей и развить их физически, а в большей степени просто приучить к труду. Сегодня школа в этом уже не помощник. А спорт и достижения в нем возможны только через большие усилия и труд. Причем труд практически ежедневный. Кстати, открывая секцию, я неосмотрительно пообещал детям тоже ходить на занятия и тренироваться. Так что теперь я приговорен и дисциплинированно хожу на тренировки. Но абсолютно не жалею и даже вошел во вкус. Так что буду под неусыпным вниманием детей добираться до заветного дана….
- Сергей Александрович, что бы вы хотели в преддверии Дня края пожелать своим коллегам аграриям?
- Я не буду говорить много витиеватых и красивых слов. Пожелаю просто и коротко, но от всей души: хорошей вам погоды и терпения. Есть хорошая русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Придет ли осознание, изменятся ли условия, можно рассуждать долго, а жить, работать и переносить все трудности нужно сегодня. С наступающим праздником всех!
Смотрите также:
- Прославленный спортсмен учит людей противостоять старости →
- Дискуссия о гражданском образовании прошла в Ставрополе →
- Два вопроса – два ответа →