Жатва в Ставропольском крае в самом разгаре, комбайны с утра до ночи на полях. Надолго ли хватит запчастей, поставки которых пострадали из-за санкций и нарушения логистических цепочек, и что ждёт аграриев в перспективе – выяснял stav.aif.ru.
Фермерам проще, чем колхозам
«Обеспеченность основных торгующих организаций региона запасными частями и расходными материалами на период проведения уборочных и сопутствующих работ в целом составляет 75%, в том числе по импортным – 72% (белорусским – 85%). Сейчас налажены логистические маршруты на поставку запчастей через Турцию и Китай. Критических проблем не наблюдается», - рассказали в министерстве сельского хозяйства Ставропольского края.
Но безоблачной ситуацию не назовёшь. Санкции ЕС прямо запрещают импорт части комплектующих для сельхозтехники и ставят под вопрос поставку некоторых других компонентов. По словам председателя правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александра Алтынова, труднее всего сейчас приходится владельцам наиболее распространённых моделей – запасов оригинальных запчастей на всех не хватает. При этом далеко не каждую позицию можно заменить аналогами.
«Уход западных компаний особенно заметен в мелиорации, - рассказывает коммерческий директор компании «Агропорт» Евгений Шляхтин. - Также на рынке стало меньше почвообрабатывающих агрегатов: сеялок, культиваторов, борон. Немалую долю занимали украинские производители прицепной почвообрабатывающей техники, которые сейчас у нас не представлены».
Крупные хозяйства, использующие мощную технику, оказались сейчас в более уязвимом положении. По данным Евгения Шляхтина, в России мало выпускается агрегатов мощностью выше 350 л.с. Фермерам проще: им, как правило, не нужны широкозахватные орудия, а тракторов мощностью до 200 л.с., которые они используют, достаточно – их и в России производят, везут такую технику также из Турции и Китая.
«Российские заводы пока с выросшим спросом не справляются, поэтому сроки поставок удлинились. К тому же даже в отечественной технике было немало импортных комплектующих, путь которых из-за границы теперь значительно удлинился. Проблемы не только логистические, но и производственные: на европейских заводах тоже начались проблемы – не хватает полупроводников из-за дефицита драгоценных металлов», - продолжает эксперт.
Сроки доставки заграничных агрегатов выросли вдвое: если раньше ждать приходилось максимум три месяца, то сейчас – около полугода. Многое сейчас завозят через дружественные страны, вроде Казахстана. Но это приводит к удорожанию логистики. Так, гидравлика в итоге подорожала в два раза, импортные масла, присадки, резина – на 50-60%. Не в пользу покупателей изменились и схемы оплаты: дилеры, которые прежде предоставляли рассрочку оплаты до шести месяцев, сейчас сократили этот срок до месяца, а в некоторых случаях и вовсе требуют предоплату.
«Большинство наших клиентов говорят, что на этот год запас есть. Те, кто хотел обновить парк техники, откладывают это на будущее, чинят имеющееся агрегаты. Проблемы будут постепенно решаться. Известный австрийский производитель сейчас готовит к запуску в Ростовской области завод по производству оросительных систем. На российских предприятиях устанавливаются новые линии, - говорит Шляхтин. - Ситуация непростая, но не критичная - просто наступила новая реальность, с ней появляются новые возможности для нашего внутреннего рынка».
Вместо одного вала - десять
Но пока сельхозпроизводители ощущают серьёзное ценовое давление.
«Вся техника и комплектующие резко подорожали, когда упал курс рубля. Однако сейчас он укрепился, а цены остались прежними – раза в два-три выше, чем в прошлом году. У нас в основном импортные агрегаты – американские и канадские, чьи производители ушли с российского рынка. Пару лет наше товарищество переживёт без особых проблем: весь парк в хорошем состоянии благодаря регулярному техсобслуживанию. Однако есть и быстро изнашивающиеся детали, например, резина. Расходных материалов на всю жизнь не напасёшься, - описывает ситуацию директор товарищества на вере «Агрозоопродукт Зимин и К» Юрий Зимин. - Что касается отдельных деталей, то пока выручают индивидуальные заказы: если вышел из строя один вал, которого нет в свободной продаже, заказываем на заводе десять. Это позволяет нам сделать запас».
По словам Юрия Зимина, на сегодняшний день в России производится далеко не всё, что нужно для сельхозпроизводства, к тому же многие агрегаты проигрывают по качеству зарубежным аналогам.
«Но тревожат и другие моменты. Например, как быть, если перестанет работать ГЛОНАСС? Без «космоса» сегодняшние технологии представить сложно, по данным спутников выстраиваются все агротехнические процессы», - делится беспокойством Юрий Зимин.
Много надежд возлагают производители на параллельный импорт, но переживают, что страну может накрыть волна подделок. Александр Алтынов уверен, что опасаться этого не стоит – сложные детали кустарным способом не сделаешь.
Личный опыт
Главный инженер СПК Колхоз им. Ворошилова Станислав Теряев:
«Мы с проблемами не сталкивались. В основном работаем на технике российского производства, качество устраивает. Парк регулярно обновляем, пока дефицит не ощутили. К тому же на базе колхоза есть своя ремонтная мастерская, специалисты могут починить большинство деталей. Да, запчасти подорожали, у некоторых позиций удлинилась доставка. Значит, будем ещё больше внимания уделять сохранности, техобслуживанию имеющихся агрегатов и, скорее всего, закупать наиболее востребованные комплектующие заранее».
Между тем
Цены на запчасти для обычных легковых автомобилей тоже заметно подскочили.
«Большинство позиций подорожали в два-три раза. Например, электронный блок управления автомобилем можно было приобрести за 6-8 тыс. рублей, сейчас он стоит 12-13 тыс. рублей. Раньше я заливал в свою машину импортное масло, которое вместе с фильтром обходилось в 2,2 тыс. рублей, сейчас за такую сумму можно купить российское масло, а иностранное обойдётся минимум в 5 тыс. рублей. Много комплектующих на европейские иномарки производится и в Китае. Оригинальные запчасти и прежде не пользовались популярностью из-за высокой цены. Но китайский капот на иномарку в прошлом году стоил около 15 тысяч рублей, сейчас – почти 50», - рассказывает мастер по ремонту автомобилей Евгений Комиссаров.
Но цены на некоторые запчасти и расходные материалы, по его словам скорректировались. В начале марта цена на баллон китайского фреона для заправки кондиционеров взлетела с 10 тысяч до 40. Потом опустилась до 28-29 тыс. руб. Сейчас баллон стоит 10,5 тыс. – как и год назад.
Рост стоимости запчастей привёл к необходимости менять стоимость ОСАГО. Недавно Центральный банк России объявил о планируемом расширении тарифного коридора на 26% в обе стороны – от 1646 рублей до 7535 рублей. Для общественного транспорта коридор расширится на 17,8%. Одна из причин – вступление в силу 19 июня обновлённого справочника запчастей – цены за последние месяцы увеличилась на 28,7%. По мнению представителей Российского союза автостраховщиков, нужно учесть и дефицит на рынке автозапчастей. Повышение цен на них ведёт в росту выплат по ОСАГО, что сказывается на стоимости полисов. Однако для «низкоаварийных» водителей стоимость страховки может быть снижена. В то время как для других категорий, в том числе, такси (которая является одной из самых убыточных для страховщиков) повышена.