Рамазан Джаппуев из Кабардино-Балкарии был в числе строителей-первопроходцев, возводивших курорт в Приэльбрусье. Но на вершину высочайшей точки Европы сам он поднялся совсем недавно, когда ему уже исполнилось 83 года. В интервью «АиФ-СК» он рассказал, почему решился на этот шаг, и как, развивая туризм, не погубить природу.
Шли на вершину всей семьёй
Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Вы занимались раньше горными восхождениями?
Рамазан Джаппуев: Альпинизмом и скалолазанием я до этого не увлекался. Единственная моя связь с этими видами спорта - то, что я прихожусь внуком одному из первых покорителей Эльбруса - Джачи Джаппуеву. Он был одним из трёх проводников в экспедиции на эту гору, организованной в 1829 году начальником Кавказской укреплённой линии генералом Георгием Эммануэлем.
- Почему решили сейчас подняться на высочайшую вершину Европы?
- Год назад у меня появилась идея покорить её и посвятить поход товарищам и коллегам - основоположникам курорта Приэльбрусье, пробивавшим первые дороги и работавшим на склонах. На вершине я хотел совершить дуа (поминальная молитва) в память о них, потому что никого уже нет в живых.
- Как к этой идее отнеслись окружающие?
- Знакомые одобрили её, но родственники очень боялись за меня. Дети отговаривали от восхождения, опасаясь, что со мной может что-нибудь случиться. Но я уже твёрдо настроился взобраться на вершину Эльбруса, был уверен в своих силах.
- Сколько длилась подготовка и что в себя включала?
- Готовился весь год. В качестве тренировки совершал долгие прогулки по окрестностям Эльбруса. Есть так называемые акклиматизационные маршруты. Ходил по маршрутам «Пик Чегета», «Девичьи косы», по ущелью Адыл-Су. За день преодолевал до 12 километров.
- Кто ещё отправился с вами покорять Эльбрус?
- Сын Адамей Джаппуев - начальник высокогорного отряда МЧС России в КБР, спасатель I класса, внук Тутар Джаппуев - спасатель III класса, который работает на канатно-кресельной дороге «Чегет». Среди участников была и моя дочь Саният Джаппуева - спасатель-медик III класса. Вот так мы покорили Эльбрус дружной семьёй.
- К 26 июля вы акклиматизировались со своей группой в приюте на леднике Гара-Баши. Первая попытка подняться не удалась из-за непогоды. Долго ли ждали подходящих условий?
- Мы поднялись на ледник 24 июля. Делали пробные выходы до скал Пастухова на высоте 4700 метров. Но все эти дни была ненастная погода. Синоптики пообещали хорошую погоду в ночь с 8 на 9 августа. 8 августа отмечают День альпиниста, а 9 – День строителя, поэтому решили штурмовать вершину в эти даты.
- Сколько времени заняло восхождение, всё ли было гладко?
- Вышли, как и запланировали, в 3 часа ночи. Добрались до вершины к 9:30. Никаких сложностей у нас не возникло, шли в одном темпе. Я хорошо себя чувствовал, но всё равно приходилось делать небольшие передышки.
Условия были спартанскими
- Вы посвятили восхождение друзьям, с которыми работали в одной команде горных строителей и в 1950-1960 годах превращали Приэльбрусье во всесоюзный курорт. Расскажите, с чего всё начиналось?
- К освоению Приэльбрусья приступили ещё до войны, но боевые действия приостановили строительные работы. После Победы 1945 года мы их возобновили.
- Что входило в ваши обязанности?
- Мы с товарищами прокладывали дороги, готовили места для установки опор будущих канатных дорог.
- Какие объекты были построены первыми?
- Что было самым трудным и опасным в вашей работе?
- Хорошей техники практически не было. Пользовались устаревшими бульдозерами. Многое приходилось делать вручную. Никаких графиков не составляли, но нас постоянно подгоняли, потому что надо было делать всё как можно быстрее.
- Кто в те времена приезжал на отдых в Приэльбрусье?
- Как и сейчас – туристы со всех концов страны. Альпинизм и скалолазание были очень популярны и развиты. Советские альпинисты считались лучшими в мире. Работали построенные в довоенное время альплагеря «Шхельда», «Адыл-Су», «Баксан», «Эльбрус». Конечно, нынешнего сервиса тогда не хватало, условия были спартанскими. Но это не останавливало гостей региона.
Не рубите бор, стройте рядом!
- Как вы оцениваете нынешнее состояние курорта?
- Его можно назвать удовлетворительным. Не хватает чистоты и порядка.
- Достаточно ли объектов инфраструктуры?
- На мой взгляд, дальше застраивать Приэльбрусье не стоит, всё необходимое там уже есть.
- Приезжающие на Эльбрус туристы и альпинисты - источник доходов бюджета. Но популярность курорта имеет и негативный эффект. На склонах скапливаются груды мусора. Как считаете, кто должен следить за экологическим состоянием курорта?
- Есть национальный парк «Приэльбрусье». Это его задача. Важно отслеживать ситуацию в каждом ущелье, каждую пядь земли беречь от загрязнения, устанавливать мусорные баки и вовремя вывозить отходы. Забота об экологии не должна ограничиваться только экологическим сбором с тех, кто хочет подняться на вершину.
- Можно ли одновременно и курорты развивать, и природу сохранять?
- Это возможно, если бережнее относиться к природе и тщательно продумывать строительство новых объектов. Например, зачем возводить здание 20х20 метров, если для этого надо вырубить сосновый бор? Это неправильно. Надо выбирать места, где нет зелёных насаждений.
- Как вы относитесь к идее правительства страны возвращать деньги за отдых на курортах Кабардино-Балкарии и других регионов?
- Это предложение, на мой взгляд, будет пользоваться спросом. Отдыхающие смогут насладиться красотой нашей республики, а возврат части потраченных на это денег станет для них приятным бонусом к полученным впечатлениям.