Примерное время чтения: 8 минут
150

Шесть раз измерь, один - штрафуй. Аграрии оспаривают протокол за дым КамАЗов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Сойдёт и общага 13/12/2023
Как бы трудно ни было сельхозпроизводителям при нынешнем диспаритете цен, в СПК
Как бы трудно ни было сельхозпроизводителям при нынешнем диспаритете цен, в СПК "Колхозе имени Ворошилова" успешно убрали урожай и заложили в землю следующий. / Валерий Близнец / АиФ-Северный Кавказ

Аграрный сектор - один из самых стойких в российской экономике в период западных санкций, но его стабильность, видимо, вызывает желание поживиться за его счёт. Иначе трудно объяснить придирчивость, с которой сельхозпроизводителей контролируют десятки ведомств. И ладно бы по делу! Но не за дым же из выхлопной трубы грузовиков?

Колхозники из Труновского округа Ставрополья, завершив сельхозработы на полях, пошли в суд отбиваться от штрафов, наложенных за якобы чрезмерную копоть машин, которую просто неверно измерили.

Мал штраф, да с последствиями

Началась эта история ещё летом. 17 августа автоинспектор Шпаковского отдела МВД капитан полиции Дмитрий Хомяков дежурил на трассе Ростов-на-Дону - Ставрополь. Остановил КамАЗ, принадлежавший СПК «Колхоз имени Ворошилова» Труновского района. Все документы у водителя Сергея Есенкова были в порядке, но инспектор решил проверить грузовик ещё и на дымность выхлопных газов. Процедура, говорят селяне, экзотичная. Обычно их тормозят за перевес зерна.

А тут инспектор сунул зонд в выхлопную трубу, посмотрел показатели на аппарате да и привлёк водителя по статье ст. 8.23 КоАП РФ «Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума».

Штраф небольшой - 500 рублей, поэтому хозяйство не стало тратить на обжалование протокола драгоценное в период уборки гороха время. Водитель заплатил. Однако это имело далеко идущие последствия.

27 августа инспектор Хомяков привлёк к ответственности уже не только Есенкова, но и контролёра технического состояния транспортных средств СПК Cергея Якшина. Ему вменили статью 8.22 КоАП РФ за выпуск на линию коптящего небо КамАЗа. Оспаривать опять же времени не было, у аграриев продолжалась страда, поэтому и новый штраф был оплачен.

Но теперь уже руководство сельхозпредприятия само решило отправить машины на проверку в пункт технического обслуживания. Неужто они действительно дымят так, что нарушают нормы?

КамАЗы в хозяйстве не новые, некоторые 2001 года, но выглядят идеально. Есть собственные ремонтные мастерские, в которых каждую зиму технику тщательно готовят к новому сезону и самостоятельно устраняют неполадки в разгар полевых работ. Поэтому состояние старых машин очень хорошее.

Да и топливо одно из самых крепких сельхозпредприятий края покупает не на каких-нибудь полулегальных базах, а у крупных оптовых поставщиков с гарантией качества. Так что лишнего дыма ни от машин, ни от ГСМ быть не должно.

Техническое обслуживание к началу октября прошли все КамАЗы, у каждого специальным оборудованием измерили дымность и занесли в диагностические карты данные, что уровень загрязняющих веществ в выхлопных газах соответствует нормам.

Как «накопать» на сотню тысяч?

А 1 ноября два колхозных грузовика опять попались на глаза тому же инспектору Дмитрию Хомякову, только уже на Северном обходе вокруг Ставрополя. Руку на замерах дымности он набил, а потому быстро получил нужные показатели прибора и выписал протоколы по статье  8.23 КоАП РФ, по 500 рублей с каждого водителя - Андрея Раковского и Геннадия Савельева.

На следующий день по накатанной схеме он решил наказать и Якшина, выпустившего машины на дорогу. Более того, он запросил целую кипу документов: паспортные данные контролёра, его диплом, квалификацию, должностную инструкцию и даже СНИЛС, что совсем уже было странно. А заодно решил выведать, кто в хозяйстве назначен специалистом по безопасности дорожного движения, с таким же большим набором документов. Потребовал также информацию об измерительном приборе, которым якобы перед каждым выездом водитель должен проверять дымность выхлопных газов.

На самом деле, по словам адвоката Игоря Геращенко, который сейчас защищает работников хозяйства от штрафов, никаких обязательств совать зонд в трубу перед выездом из гаража у водителей нет, как нет и у контролёра.

Не нужны ему были для протоколов по статьям 8.23 и 8.22 КоАП РФ и сведения о специалисте по безопасности дорожного движения.  Зачем он собирал дополнительные сведения? Это можно предположить по тем предупреждениям, которые капитан полиции сделал Сергею Якшину и Игорю Геращенко, когда они приехали в отдел МВД.

«Он начал разговор с того, что может ещё на одну статью собрать материал, - рассказал адвокат. - Он же запросил данные на специалиста по безопасности дорожного движения. Если руководитель не назначит кого-то исполнять эти функции, сотрудник полиции на руководителя или юрлицо может составить протокол по ст. 12.31.1 КоАП РФ за необеспечение безопасности дорожного движения и наложить штраф до 100 тысяч рублей».

Но проверять наличие такого специалиста по закону могут только по месту регистрации предприятия, то есть в отделе МВД Труновского округа. Шпаковский инспектор таких полномочий не имеет.

«Когда капитан полиции сказал про ещё одну статью КоАП, стало понятно, зачем он всё это собирал. Но мы весь пакет документов предоставили», - добавил адвокат.

По его словам, запрос автоинспектора подпадает под понятие камеральной проверки, то есть без выезда на место. А это уже нарушение моратория, наложенного правительством страны. Аграриям сейчас и так непросто - цены на все составляющие производства выросли, а зерну государство подняться не дало, чтобы сдержать рост цен на социально значимые продукты. Диспаритет образовался невиданный до сих пор.

Но даже в такой ситуации сельхозпредприятия выплачивают что положено пайщикам, выполняют зарплатные обязательства, платят налоги, помогают детским садам, школам, домам культуры и везут тонны грузов солдатам на СВО. В это время «кошмарить» тружеников села - значит, подрывать стабильность и даже боеспособность страны. Чтобы не допустить этого, и был наложен мораторий.

Сделать исключение и дать разрешение на проверки может только прокурор, если факт нарушений доказан. Но, как показало дальнейшее развитие событий, это было далеко не так.

Не по инструкции, капитан

Водители Андрей Раковский и Геннадий Савельев, чьи КамАЗы в октябре успешно прошли техосмотр, обжаловали постановления госавтоинспектора о наложении штрафов за дымность и запросили материалы, на основании которых их привлекли по КоАП.

Тогда-то и выяснилось, что инспектор проводил замеры не по инструкции к использованной аппаратуре и не по ГОСТу.

Дмитрий Хомяков применял измеритель дымности «Мета». По инструкции к прибору, инспектор должен дать команду водителю, а тот - шесть раз нажать педаль газа до упора. На деле же водителей попросили выйти из кабины, за руль сел сотрудник МВД и сам один раз дал газу.

Показания прибора «Мета», которые будут разбирать на судебном заседании 21 декабря. Фото из материало дела.

Инспектор занёс в протоколы показатели, которые получил от первой пробы. Это подтверждается фотографией, приложенной к материалам дела. На ней запечатлены показания с обозначениями K1 и N1.

Однако в инструкции сказано, что нужно собрать шесть проб: K2, К3…К6, и тогда прибор выдаст средние значения К* и N*. При этом первые две пробы в расчётах вообще не учитываются.

«Первое показание априори выше нормы. Дизель так устроен, что когда его глушат, а потом заводят, образуется максимальное скопление вредных газов, - поясняет Игорь Геращенко. - Поэтому два первых показания и не берутся в расчёт. После третьего нажатия газа двигатель начинает нормально работать. Сотрудник ГИБДД, скорее всего, знал, какой должна быть процедура по ГОСТу и по инструкции, потому что сказал, что проходил курсы повышения квалификации в Москве. На основании первого показания он не имел права выносить постановление об административном правонарушении, поэтому мы оспариваем штрафы».

Замеры, к слову, не были оформлены отдельным протоколом. Но если это нарушение административного регламента можно исправить задним числом, то произвести замер заново в тот же день уже не получится.

Заседание об оспаривании штрафов, наложенных на водителей, состоится 21 декабря, а по штрафу контролёра дата пока не назначена. Впрочем, сельхозпроизводители уверены, что беспристрастный суд отменит постановления инспектора, вынесенные по неправильным показаниям. И если не в первой инстанции, то уж в следующих справедливость восторжествует.

Вопрос в другом: почему вообще возникают такие проблемы у сельхозпредприятий, которые кормят страну? Почему пока одни работают во благо Родины, другие вставляют им палки в колёса? Какое совещание по технике в аграрном секторе ни возьми, на каждом у крестьян вопросы: как работать при таком количестве законных и не очень запретов и предписаний: по переезду техники через трассы между полями, по весу грузовиков, а теперь ещё и по дымности? Почему инспектор начинает требовать с водителей ежедневные замеры выхлопных газов при выезде из гаража, когда ни в одном законе это не прописано, документы, которые ему представлять не обязаны?

Вопросов много, а ответов нет. Комментировать инцидент с замерами двух КамАЗов в Шпаковском отделе МВД отказались. Мол, суд разберётся. Как будто нечего больше аграриям делать - только ходить по заседаниям.

Кстати
Ни одного подобного дела в судебной практике Ставрополья адвокат Игорь Геращенко не нашёл. Были прецеденты на Севере, когда прибор использовали при температуре, ниже указанной в инструкции. Ещё в одном регионе суд отменил штраф из-за нарушения административного регламента - ошибки при составлении протокола.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах