Правда № 2
«АиФ»: - Михаил Михайлович, вы действительно всегда можете определить, когда человек говорит правду, а когда врёт?
М.П.: - Если можно несколько раз просмотреть видеозапись или прослушать речь, то всегда. В живой беседе сложнее, потому что есть методы, с помощью которых можно сделать так, чтобы ложь была минимально заметна.
«АиФ»: - А если человек просто недоговаривает?
М.П.: - Легче всего определить, когда человек явно врёт. В этот момент изменяются параметры голоса, жесты становятся другими. Если он что-то скрывает, это тоже можно определить. Человек, когда говорит правду, выдаёт информацию привычными для себя порциями. Например, я говорю: «Утром я пошёл в ванную, почистил зубы, умылся». Дальше: «После этого пошёл на кухню, пожарил яичницу и съел тост». Значит, у человека есть привычка выдавать информацию по три блока. Как только количество единиц информации изменяется, например, выходит не три блока, а два: «Я пошёл в комнату и занялся делами», - это уже указывает на то, что человек пытается что-то скрыть.
«АиФ»: - А невербальные признаки - почёсывание носа, к примеру, - являются сигналом лжи?
М.П.: - Это большое заблуждение. Часто признаками лжи считают касание носа, рта, ушей при разговоре. Но это не так. У человека есть различные сенсорные каналы восприятия. И если человек почёсывает глаз, это может означать, что он хочет получить визуальную информацию, нос - ему нужна информация, связанная с запахами. Ещё пример: в фильме «Теория лжи» главный герой доктор Лайтман утверждает, что если во время разговора человек делает шаг назад и скрещивает руки на груди, значит, он что-то утаивает. Нет, это значит, что человек не хочет быть вовлечён в неприятные воспоминания. Когда человек скрещивает руки на груди, ему важен телесный контроль и контроль дыхания. Так часто происходит при неприятном разговоре. Ложь - тонкая структура. По одному признаку её нельзя классифицировать. О лжи можно говорить тогда, когда есть как минимум три признака. Первый - изменение темпа речи. Второй - изменение тембра голоса. Иногда он повышается, иногда понижается. В точке перехода в ложь это всегда происходит. И третий - переход от иллюстративных жестов (когда человек дополнительно описывает руками то же, что и словами) к эмблематическим (чешет нос, ухо, глаз). Также в речи может появляться очень большое количество повторений и оговорок. Это связано с тем, что обманщику нужно время для того, чтобы додумать, что говорить дальше.
«АиФ»: - Говорят, что политики врут больше и лучше всех, да ещё и гипнотизируют нас…
М.П.: - Политики очень плохо врут. Самые известные политики словами говорят одно, а телом показывают совершенно другое. Если, например, посмотреть интервью Анатолия Чубайса, заметно, что для него характерна одна деталь: прежде чем что-то сказать, он должен уйти во внутренний диалог - проговорить про себя то, что собирался произнести вслух. Это признак того, что человек пытается сильно контролировать то, что говорит.
Что касается гипноза, то он используется повсеместно. Модель эриксоновского гипноза - это говорение таким образом, когда человек рассказывает о чём-то очень обощённо, без конкретных примеров из собственной жизни. Когда вы слышите подобную речь, вы начинаете достраивать, домысливать образы исходя из своего опыта. Это и есть гипноз. Каждый из нас гулял по лесу. Я могу описать лес общим языком. И этот обобщённый образ вызовет у человека собственные воспоминания. Так же делают и политики. Например, говорят: «Наша сверхзадача - чтобы люди были счастливы». Каждый, слыша эту фразу, начинает думать о чём-то своём и верить в то, что этот политик, возможно, приведёт их к этому счастью. Чем не гипноз?!
«АиФ»: - А женское враньё от мужского отличается?
М.П.: - Природа наделила женщин способностью лучше врать, их труднее раскусить. У женщин во многих процессах задействованы сразу два полушария мозга и межполушарная активность лучше развита. Поэтому переключение во время перехода от правды ко лжи, которое у мужчин явно заметно, у женщин увидеть сложнее.
«АиФ»: - Если очень нужно соврать, как это лучше сделать?
М.П.: - Только одним способом. Если вы заранее начинаете думать о том, что будете врать, как о правде. Если вы умеете думать о лжи как о собственной внутренней правде - правде № 2, тогда тело перестаёт реагировать.
Не так сели
«АиФ»: - А личные вещи помогают лучше узнать человека?
М.П.: - Есть наука психотопография, говорящая о том, каким образом пространство помогает нам воздействовать на другого человека или каким образом мы можем считать психотип другого человека. Идеи психотопографии взяты из животного мира. Там главный тот, кто владеет большей территорией. Люди тоже стремятся показать другим, что владеют большей территорией. Например, в кабинете начальник сидит во главе очень большого стола. Когда подчинённый заходит, то зачастую останавливается у дальней его кромки, потому что подсознательно понимает, что это всё - территория хозяина кабинета. Портрет президента на стене в кабинете - это попытка показать: «Я здесь не один. За мной стоит президент». Также считается: кто выше - тот и главнее. Поэтому начальники ставят в кабинетах массивные кресла, многие любят большие массивные машины. Отсюда идёт и царский трон.
Ещё у людей есть привычка больше облокачиваться на левую или правую сторону. Правая сторона - рациональная, левая - эмоциональная. Это тоже выдаёт тип личности.
«АиФ»: - Знаменита фраза Ельцина: «Не так сели». Как вы посоветуете садиться на переговорах, собеседованиях, чтобы чувствовать себя комфортно?
М.П.: - Если вы хотите вести с человеком более доверительную беседу, нужно садиться так, чтобы не было пространства конфронтации. То есть если мы сидим друг к другу боком или под углом, то у нас есть совместное пространство впереди и мы за него бороться не будем. А если люди сидят напротив друг друга, то невольно возникает идея, что пространство надо как-то делить.
Есть такое понятие - «личные зоны». Личная, или интимная, зона находится перед человеком, она определяется визуальным образом. Её величина - порядка 1,5 м. Зона сзади - аудиальная, она чуть больше. Зона сбоку связана с тактильными ощущениями, поэтому сбоку можно подойти достаточно близко. Если вы общаетесь с малознакомым человеком или начальством, то личные зоны нарушать не стоит.
Смотрите также:
- Англичанин почувствовал вкус жизни, переехав в Ставрополь →
- Советы психолога: как избавиться от навязчивого продавца →
- Картины, которыми можно укрываться →