Мама на Паралимпиаде. Триатлонистка Анна Бычкова представит Россию в Токио

Анна десять лет ждала этого события - участия в Паралимпиаде.. © / Анна Бычкова / Из личного архива

Ставропольская спортсменка Анна Бычкова попала в число участников Паралимпиады, которая стартует 24 августа в столице Японии. Дома за неё остались болеть муж и дети, а сама семикратная чемпионка России и её наставник Сергей Бобрышев находятся во Владивостоке с национальной сборной. «АиФ-СК» удалось с ними пообщаться.

   
   

Глоток свежего воздуха

Евгений Алексеев, «АиФ-СК»: Олимпиада недавно закончилась, многие говорили о необъективном судействе. Вы сами когда-нибудь сталкивались с этим?

Анна Бычкова: В нашем виде спорта все гораздо проще: кто быстрее до финиша добрался, тот и выиграл. Поэтому, к счастью, я с предвзятостью арбитров не сталкивалась. Но должна признать, есть виды спорта, где возможно субъективное судейство. И от этого никуда не денешься.

В триатлоне вообще нет скандалов. В течение двух олимпийских циклов у нас один и тот же состав участниц. Мы все друг друга уже прекрасно знаем. У нас замечательные отношения, боремся только на турнирной дистанции.

- Паралимпиада всегда вызывает меньше ажиотажа, чем Олимпиада. Как думаете, почему?

- Мне кажется, потому что паралимпийские виды не такие зрелищные. Стоит также учесть, что паралимпийская история не такая внушительная, как олимпийская: наши Игры проводятся лишь с 1988 года. А некоторые виды не транслируются по телевидению, люди о них и не знают. 

- Профессиональным спортом вы начали заниматься довольно поздно. Как это произошло?

   
   

- Случайно. Я с детства любила плавать. И однажды, уже, можно сказать, в зрелом возрасте,  встретила в бассейне тренера Сергея Ивановича Бобрышева. Мы разговорились, он предложил попробовать свои силы в триатлоне.  И с тех пор, уже более десяти лет, существует наш спортивный тандем. Для меня триатлон стал глотком свежего воздуха. Вместо того чтобы сидеть с девяти до шести в офисе, мне предложили заниматься тем, что по-настоящему интересно! Конечно, с тех пор очень многое изменилось, я поближе узнала изнанку профессионального спорта. Но ни о чём не жалею. Вернуться к профессии юриста смогу в любой момент. А век спортсмена ярок, но короток.

«Кажется, случилось чудо!»

- Многие спортсмены, успешно стартовав в Ставрополе, уезжают стоить карьеру в крупные города, где больше возможностей. Вам предлагали переехать?

- Предложения были, но для этого мне пришлось бы полностью перевернуть свою жизнь. А у меня в Ставрополе семья, дети, тренер. Считаю, что 50% успеха зависит от взаимоотношений наставника и спортсмена. Не факт, что переезд в другой регион оказался бы успешным. Может, он стал бы выгоднее в финансовом плане, но деньги решают далеко не всё.

- Ваш путь на Паралимпийские игры простым не назовешь. Что чувствуете на пороге Паралимпиады в Токио?

- Чувствую, что мечты сбываются. Это здорово! Паралимпиада - моя мечта, и я к ней давно иду. Хочу достойно представить свою страну, свой регион. Многие люди, которых даже не знаю, поддерживают меня в соцсетях. Пишут добрые слова, переживают, верят в меня. Это очень помогает и вдохновляет.

- Как отразился пандемийный год на вашей подготовке?

- Он пошёл только на пользу, дал ещё время для подготовки. В олимпийском цикле даётся два года, чтобы набрать рейтинговые очки для отбора, однако у меня был, по сути, только год. В 2018 году я родила второго ребенка, в 2019-м начала зарабатывать очки, поднялась на девятое место в мировом рейтинге, но следом грянула пандемия - и всё замерло ещё на год.

Лето 2020 года выдалось неплохим, я хорошо поработала, стала чемпионкой России. До пандемии мы готовились на Кипре, потому что там хорошие условия для велосипедных гонок: мало машин и много классных трасс. У нас, к сожалению, не Кипр, но выезжать за пределы Ставрополя весной, летом и осенью тоже есть возможность. А зимой пришлось заниматься на тренажёре, других вариантов в этом году не было.

- Когда и как вы узнали о том, что поедете в Японию?

- В международном рейтинге я в этом году поднялась на 11-е место. Но поскольку гарантированные билеты на Паралимпиаду получили только представители первой десятки, меня включили в лист ожидания. Оставалась как минимум надежда. Мы, безусловно, верили, что удастся поехать в Токио, но чем дальше, тем становилось страшнее. В конце концов, собрались и отправились на сбор на Черноморское побережье, чтобы вдали от цивилизации тренироваться и не забивать себе голову лишними мыслями. Тем не менее совсем не думать о том, что в эти дни решается моя судьба, не получалось. А потом по электронной почте пришло письмо о том, что Международный паралимпийский комитет дал добро! Я даже не знаю, как описать моё состояние в этот момент! Мы с тренером десять лет шли к этому событию. И вот наконец-то свершилось!

- Но у вас же и так были хорошие шансы получить путёвку, поскольку спортсменка из Австралии, стоявшая выше по рейтингу, объявила об уходе из большого спорта в связи с рождением ребенка?

- Да, но Международный паралимпийский комитет мог отдать её место кому-то из других австралийских спортсменок. Путёвки же не именные. Но в итоге всё решилось быстро и честно. Хотя всё равно мне до сих пор кажется, что случилось чудо! Честно говоря, я до сих пор не знаю, какими мотивами руководствовался Международный паралимпийский комитет при принятии решения, но главное, что оно справедливое!

- Какая из трёх составляющих триатлона вам больше по душе - плавание, бег или велосипед?

- Плавание, из которого я, собственно, и пришла в большой спорт - мой «коронный» вид. Потом бег, на третьем месте - велосипед. Несмотря на то, что плавание - любимый вид, мне приходится сложнее всего именно на водной дистанции, потому что первый этап самый тяжёлый. К тому же бывает и дождливо, и холодно. Но что поделать, все в одинаковых условиях.

Родные и друзья будут болеть за Анну дома в Ставрополе. Фото: Из личного архива/ Анна Бычкова

Муж справится с детьми

- В последнее время вы предпочитаете выступать без протеза. Почему?

- Так удобнее. Первые годы я выступала на соревнованиях с протезом, но со временем поняла, что комфортнее без него. Кстати, так делают многие европейские спортсменки, которые меня и научили. Они очень просто к этому относятся. В быту же мне удобнее с протезом, он уже часть меня. Хотя летом часто могу ходить без него.

- Всегда так спокойно относились к наличию протеза или в детстве чувствовали дискомфорт? В школе не обижали?

- В школе если и случались конфликты, то только из-за моего вредного характера, а не из-за протеза. Были, безусловно, какие-то внутренние комплексы. Но с одноклассниками проблем не было, мы до сих пор с большим удовольствием встречаемся и общаемся.

- Вы много ездите по миру. Отличаются ли в разных странах взаимоотношения между здоровыми людьми и теми, кто имеет определённые физические особенности?

- Все зависит от менталитета, воспитания, осведомлённости. Европейцы более толерантно относятся к людям с физическими особенностями. У нас с этим сложнее.

- Чего не хватает в Ставропольском крае, чтобы инвалиды, особенно дети, могли нормально заниматься спортом?

- В первую очередь тренеров. Работа с инвалидами имеет свои особенности, которые требуют гораздо больше внимания и отнимают намного больше времени.  Конечно, труд наставников должен оплачиваться соответственно. У нас вообще спорт находится на самообеспечении. Хорошо себя чувствуют те виды, где есть коммерческий интерес. Остальные выживают. А спорта для детей с особенностями в крае просто нет, к сожалению.

- У вас двое детей, причём сын совсем маленький. Как удаётся их воспитание совмещать со спортивной карьерой?

- У меня прекрасный муж, который очень помогает. Когда на кону такая цель - Паралимпиада, все понимают, что нужно собраться и потерпеть. Семья - это прежде всего взаимопомощь, взаимопонимание. И я знаю, что могу рассчитывать на своего мужа, что он справится с детьми. Конечно, очень по ним скучаю, хочу поскорее увидеть, но в то же время понимаю: есть работа. Дети знают, куда уехала мама. Надеюсь, что будут болеть за меня!

- В Токио кто-то из близких с вами едет?

- Нет, Игры из-за ковидных ограничений будут проходить в закрытом режиме, без зрителей.


Комментарий

Тренер Сергей Бобрышев:

«Мы верили, что всё получится. Потому что не может одному человеку столько не везти. По не зависящим от Ани причинам она не поехала в Рио-де-Жанейро. Хотя мы до начала Игр 2016 года были абсолютно спокойны. У Бычковой была очень высокая позиция в рейтинге, да и спортивная форма на уровне - она тогда ещё не планировала рожать второго ребенка, подготовилась очень хорошо.

Перед Паралимпиадой в Бразилии Аня стала бронзовым призёром чемпионата мира в Роттердаме. Примерно такого же результата мы планировали добиться и в Рио, но Международный паралимпийский комитет из-за допингового скандала запретил российской сборной выступать на Паралимпиаде. В прошлом же году случилась пандемия, из-за которой были перенесены Игры-2020. Но все же есть на земле справедливость - и путёвка досталась-таки Ане.

Это уникальный человек. Я на неё смотрю и каждый раз поражаюсь: как ей всё это удаётся?! Она целеустремлённая, собранная, настоящая чемпионка с железным характером. Она даже во время беременности упорно занималась, приходилось из зала её выгонять. Такого фаната спорта очень сложно найти. Уверен, что если бы у наших соперниц было, как у Ани, по двое детей, Бычкова точно стала чемпионкой всего на свете».