Автогонщик Хропаль: «Нарушать ПДД – это не мастерство, а позерство»

АиФ-Северный Кавказ

Во многих европейских странах желающие продемонстрировать свою удаль и водительское мастерство могут за определенную плату сделать это на специальных треках. А у нас? Неподалеку от краевой столицы (район с. Пелагиада) есть трасса, оборудованная для автокросса. Казалось бы – езжай и гоняй, кто мешает? Но профессиональных гонщиков среди ставропольцев по-прежнему единицы, а поездка по городу каждый раз как лотерея – не знаешь, кто и откуда на тебя может «вылететь». Почему ситуация не меняется? – корреспондент «АиФ-СК» спросил у Виталия ХРОПАЛЯ,предпринимателя, мастера спорта по автомобильному спорту в классе автокросса, неоднократного победителя этапов чемпионата России по автокроссу.

   
   

«Многие и не предполагают, что на права надо учиться»

– Виталий Николаевич, трасса возле Пелагиады достойного уровня?

– Трасса интересная, но в плане комфорта… инфраструктуры нет, обслуживание обходится дорого. Можно было бы поставить трибуны – но их надо охранять. А появится рядом хотя бы один ларек с шашлыками (чтобы было чем зрителям перекусить) и сразу припишут коммерческую деятельности, и стоимость аренды земли вырастет в разы. Поэтому зрителей сегодня там – как и спортсменов, немного. Хотя там ежегодно проходят этапы чемпионата России.

В России есть трассы и лучше. Их не так много, но допустим в Дмитрове – полигон, сохранившийся с советских времен. Хорошая трасса в Воронеже, очень хорошая – в поселке Упорово Тюменской области. Но все они существуют и поддерживаются усилиями частных лиц. Чаще всего это руководители предприятий, обеспеченные люди, которые могут пригнать технику, заплатить за это. Скажу вам так – если тот человек, который поддерживает в хорошем состоянии нашу трассу, уедет, скажем, в другой регион – на этом дело и затухнет.

Фото: АиФ / Из личного архива Виталия Хропаля

– Как думаете, станет на дорогах спокойнее, если объяснять молодежи: хочешь быстро ехать и совершать опасные маневры – езжай на трек?

– Выбросить свой адреналин можно на спортивной, кроссовой трассе. В конце концов, в тренажерном зале можно позаниматься. Но дело еще и в том, что лихачам это не интересно. А зачем? Придет на соревнования посмотреть 100-200 человек. И ради этого надо еще и деньги тратить, готовиться, тренироваться. Гораздо интереснее же ехать по городу, по самому центру, встать посреди улицы поперек дороги, чтобы тебя все объезжали. Потом развернуться через все возможные сплошные, на красный свет проехать. Это же все видят, это типа «круто».

   
   

– Откуда эта тенденция, почему все больше на дорогах тех, кто напоказ нарушает правила?

– Первая и самая важная причина в том, что многие сегодня даже не предполагают, что на права нужно учиться. Недавно был в ГИБДД (менял права), стоят рядом ученики автошколы и открыто обсуждают вопрос о том, как они права купят. И не собираются они учиться, поэтому их никто и не учит.

Люди не думают об ответственности даже за собственную жизнь. Элементарно – ездят не пристегнутые. Бывает, сажусь в такси, начинаю пристегиваться, таксист говорит: «Да не надо, нас не трогают за это». А я же не для него или для сотрудника ДПС, я для себя пристегиваюсь! Люди покупают автомобили со всеми элементами безопасности: подушки, ABS, активная, пассивная. И не делают самого простого и важного шага – не пристегиваются. Мне это непонятно.

Тенденция такая прослеживается и в повседневной жизни – отсутствие общей культуры, уважения к правилам и нормам. Посмотрите, что по утрам творится, например, возле школы №1. Как родители, весьма состоятельные и благовоспитанные люди, подвозят своих детей к школе. Посмотришь – и сразу понятно, почему мы так живем. Для детей сделан пешеходный переход, который входит прямо в ворота школы. И большинство родителей старается остановиться именно на нем, чтобы свое чадо высадить поближе. Остальные дети, которые идут пешком, вынуждены протискиваться между машин. Того и гляди, случится беда, а взрослым не до того – они лезут и лезут на этот пешеходный переход, упираются друг в друга, сигналят…

«В Прибалтике картинг-клуб в каждом дворе»

– Поможет ли государственная политика? Если будут автоспорт поддерживать, если все это будет массово и общедоступно, может со временем «круто» будет все-таки гонять на треке?

– Поддержать и развить можно все, что угодно. Но мы видим где-нибудь хоть один построенный стадион? Кроме тех, что остались от советских времен. Пока только разговоры. У нас и в каждой новостройке обещают сделать парковки, а в итоге строят десять штук и продают по сумасшедшим ценам.

Сделать наверное можно, если это кому-то будет действительно нужно. Были же раньше не только велосипедные и футбольные секции, но и картинговые.

Заниматься этим в частном порядке весьма тяжело, автоспорт – дорогое удовольствие. Понемногу в крае развивают мини-карты – маленькие кроссовые машины, на которых выступают дети и подростки. Представьте, машина стоит около 150 тысяч. Плюс нужно купить экипировку – это еще 20-30 тысяч. Шлем омологированный (доработанный в соответствии со стандартами гонок), костюм – еще 20-30 тысяч. Плюс еще надо «техничку» какую-то купить – фургончик, чтобы возить карт. Плюс – ездить по этапам. В мини-картинге, как и во взрослом кроссе, этапы проходят по всей стране. Это и дорого, и много времени отнимает. В этом году чемпион у них, кстати, девчонка, по-моему, из Москвы. До 18 лет у мальчиков и девочек идет общий зачет. Родители возят детей, но, как правило, это люди состоятельные, у которых есть какой-то бизнес. Найти спонсора – практически невозможно.

Чемпионат по картингу Фото: АиФ-Северный Кавказ / Из личного архива Виталия Хропаля

– Потому что нет массовости у спорта?

– Это никому не нужно. Если спортсмен едет на уровне, скажем, чемпиона России или обладателя Кубка России, его могут спонсировать, и то частично. А так, в общем-то, все едут за свои деньги.

– А дальше России кто-нибудь уходит? На более высокий уровень соревнований?

– Сейчас наши люди пытаются ехать на какие-то соревнования. Но это расходы несопоставимые с бюджетом обычного человека. Одна только машина для кольцевых гонок, купленная в Европе, причем б/у, стоит 8 миллионов. Многие ли смогут себе это позволить?

Сейчас построили «Смоленское кольцо» – частную спортивную трассу. В Москве тоже что-то строят. Будут трассы, будет государственная политика – будет и спорт развиваться. Взять ту же Прибалтику: у них картинг-клуб в каждом дворе, поэтому их спортсмены и едут на все ралли. В Финляндии раллийных трасс много, там чуть ли не с пеленок все на картинге ездят, потому и чемпионы есть. Секции конечно платные, но они нормально платные. Скажем пару тысяч в месяц у нас в России, чтобы ребенок занимался картингом, родители, я думаю, нашли бы.

– Спорт этот не только дорогой, но и очень опасный. И нервы, наверняка, до предела натянуты. Конфликты на трассе бывают?

Авария на автокроссе Фото: АиФ / Из личного архива Виталия Хропаля

– Бывают, конечно. Вы же понимаете – каким бы ни было решение судьи, оно всегда спорное. И каждый, кого наказывают, стремится доказать, что он не виноват. Интересные бывают стычки. Если серьезная авария или переворот – нужно восстанавливать машину. Это большой труд и большие вложения. И до того доходят разборки, что чуть ли не в драку. Но время проходит, и к следующим соревнованиям все плохое из памяти стирается. Еще пару раз съездили – уже и друзья.

Смотрите также: