Туристов просят на выход. В Кисловодске из-за пробок ввели плату за парковки

С начала декабря платные автостоянки открылись на 12 улицах города. © / Пресс-служба администрации Кисловодска

Мэрия Кисловодска установила цены на парковку в курортной зоне, чтобы избавиться от стихийного скопления иногородних машин. Платить за стоянку с 1 декабря вынуждены не только туристы, но и местные жители, которым такие расходы просто не по карману. Посты в соцсетях мэра разрываются от негативных комментариев. Чего опасаются кисловодчане и есть ли другой законный способ разгрузить улицы, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Бесплатно только по праздникам

Организовать платные парковки поручила спикер Совфеда России и частая гостья Кисловодска Валентина Матвиенко. 400 машиномест с почасовой оплатой в 50 рублей расположены на четырёх проспектах (Победы, Первомайском, Дзержинского, Мира) и восьми улицах (Кирова, Желябова, Вокзальной, Герцена, Санаторной, Кольцова, Ярошенко, Шаляпина).

Тариф указан на информационных щитах рядом с опознавательными дорожными знаками. Занятое место надо оплатить в течение 10 минут по SMS, либо в приложении «Парковки России». Столько же времени даётся на то, чтобы покинуть стоянку по окончанию сессии. В противном случае нарушителя вычислят по камерам и оштрафуют на сумму от 500 рублей до 20 тысяч.

Жителям и гостям куророрта наглядно объяснили, как пользоваться новыми платными парковками. Фото: Пресс-служба администрации Кисловодска.

Заработок с парковок мэрия планирует вложить в благоустройство, ремонт и содержание курортной зоны.

Стоимость парковки намерены менять до тех пор, пока 20% парковочных мест не будут стабильно свободными. При этом 10% из них предусмотрены для маломобильных граждан.

«В дни государственных праздников автомобили можно будет оставлять бесплатно», – написал в своём Telegram-канале глава города Евгений Моисеев.

После того, как кисловодчане стали возмущаться, он пообещал выдавать жителям домов, возле которых парковки стали платными, «резидентные разрешения», чтобы их машины стояли бесплатно.

   
   

Мэр напомнил, что в 1990-е годы улицы Кисловодска были куда свободнее: у местных жителей было почти в пять раз меньше автомобилей, чем сейчас, а приезжим разрешалось парковаться только за городом. Ввести такой же запрет на въезд в наше время, по словам Моисеева, не позволяет закон, поэтому власти использовали другой – «экономический».

«Мы хотим создать такие условия, чтобы приезжать в город-курорт на личных автомобилях было невыгодно», – заявил градоначальник.

Альтернативы нет

Горожане посчитали такую затею «очередным издевательством над людьми», напомнив Моисееву о дефиците пассажирского транспорта и нерегулярных перевозках.

«Если вы ориентируйтесь на столицу, сначала подготовьте инфраструктуру, как это было сделано там. Запустите столько общественного транспорта, сколько нужно для возросшего пассажиропотока, а не пару десятков маленьких автобусов, которые ходят только до 7 вечера. Введите социальные льготы на проезд», – пишет местный житель.

«Я готова пересесть с машины на автобус, если мне утром нужно в центр. Туда я поеду в переполненной маршрутке, а обратно – после 6-7 вечера – пойду пешком, потому что дождаться автобус в это время нереально», – сетует другая кисловодчанка.

Однако многие горожане не согласны жертвовать своим комфортом и доходами.

«А если люди едут на работу к 5 утра, как им быть? Общественный транспорт в это время не ходит. Возле работы ставить машину, на платной парковке? За 12-часовой рабочий день получается 600 рублей. 15 рабочих дней – это уже 9 тысяч. Если зарплата всего 30 тысяч рублей, что тогда от неё останется?» – рассуждают жители курорта.

И страшат их не только дополнительные крупные расходы, но и находчивые туристы, которые переставят автомобили к многоквартирным домам, не оставив парковочных мест жильцам. Горожане уже задумываются над тем, чтобы перегородить шлагбаумами въезды во дворы.

С экологией будет лучше?

Освободить скованные машинами улицы поможет комплексное и системное реформирование общественного транспорта, уверен эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков.

«Необходимо ограничивать застройку и более массово внедрять платные парковки. Это заставит людей отказаться от лишних поездок на автомобилях и пересесть на общественный транспорт, – полагает урбанист. – Также следует оптимизировать работу светофоров и перестроить движение по определённым улицам. Это универсальный рецепт для большинства городов. Однако на Кавминводах, где машин становится больше из-за наплыва туристов, ситуация немного другая. Здесь нужно налаживать междугородние перевозки, развивать общественный и железнодорожный транспорт. На Кавминводах уже есть электричка, это очень круто, но её необходимо сделать ещё удобнее и доступнее».

Идею с платными парковками поддерживает и эколог с Кавминвод Инна Зикеева. Туристы, на её взгляд, должны парковаться за городом и въезжать туда только на общественном транспорте, как это было в Советском Союзе.

Схожую точку зрения высказал и урбанист Александр Шумский. Он считает, что спрос и предложение на машиноместа в Кисловодске можно сравнять только платными парковками, другого законного выхода из ситуации нет. По мнению Шумского, власти курорта должны тщательнее следить за выполнением правил дорожного движения: чтобы люди не бросали автомобили на тротуарах, остановках и газонах.

В Москве, по его словам, дворы защищены от «чужаков» шлагбаумами, а горожане обеспечены резидентными разрешениями на парковку. Жители отдельных районов платят за стоянку вместе. Ежегодно она обходится им в 3 тысячи рублей, что по столичным меркам совсем небольшие деньги.

Эксперт также отметил, что в США первые платные автостоянки появились в 1930-х годах, а в европейских странах – в 1960-х, так что это закономерный результат увеличения числа автомобилей у населения.