Такси вызывали? Как нелегалы на Ставрополье обходят законодательство

УМВД / АиФ

В лифтах, на заборах и даже краской на асфальте – повсюду в городах Ставропольского края пестрит реклама такси. Улыбчивые юноши не устают раздавать брошюры, визитки и флаеры, а местные радиостанции скандируют весёлые слоганы и приглашают на работу водителей, которые желают подшабашить в свободное время. К легальному такси эти перевозчики отношения, как правило, не имеют.

   
   

В ЧЁМ ПОДВОХ?

«В ходе операции мы проверяем не только нелегалов, но и тех, кто работает по закону, – говорит начальник УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Алексей САФОНОВ. – Решить проблему могут сами жители края, отказавшись от услуг незаконного извоза. Тогда у нелегалов осталось бы меньше работы».

Хотя штрафы и рейды не решают проблемы, пока что полиция не может иначе повлиять на ситуацию. Однако жителям самостоятельно отказаться от нелегального такси непросто – оно гораздо дешевле. Разница в ценах небольшая, но заметная. Если доехать от площади 200-летия до цирка, к примеру, можно за 130 рублей, кому захочется платить 170?

Когда садишься в такси к нелегалу, главное – сознавать риск. Что бы ни говорили сторонники дешёвого и быстрого способа передвижения по городу, водители могут не только обмануть, обсчитать, но и напугать. Частый приём «бомбил» – неверный отсчёт сдачи. Некоторые не могут найти 20, 30, 50 рублей и обещают скинуть их на телефонный счёт. Деньги, естественно, так и не возвращаются. Более серьёзные случаи – кражи и домогательство. На интернет-форумах Ставрополья можно найти десятки таких жалоб.

Машины «бомбил» часто находятся в плачевном состоянии, да и стиль вождения порой бывает экстремальным. Отстоять свои права в таких случаях практически невозможно, как и доказать причастность нерадивых таксистов к нелегальной деятельности: необходимо «произвести подсадку» и взять водителя с поличным.

ХОРОШО В ТЕНИ?

«Когда был студентом, часто подрабатывал извозом, – рассказывает Алексей ИВЛЕВ. – Почему не захотел оформляться, получать разрешения? Думаю, всё понятно – и времени не было на эту суету, да и зарабатывал копейки, которых хватало только бензин и сосиски на ужин. Часов 6 работы в неделю, около 2 тысяч выручки. Ну какой с этого подоходный налог?»

Не приходится сомневаться, что большая часть такси на территории Ставрополья всё ещё остаётся в тени – никто не хочет платить налоги. Подзаработать на извозе, особенно в кризис, пробуют многие автомобилисты. До регистрации в качестве индивидуального предпринимателя дело доходит редко. Говорят о том, что обойти «Закон о такси» – не проблема, да и жёлтые наклейки на машины клеят все кому не лень.

   
   

«Мне один товарищ, который продолжает таким образом работать, рассказал об удобной схеме: открываешь ИП, получаешь лицензию на извоз, а потом закрываешь ИП, – продолжает Ивлев. – Что в результате? На руках остаётся лицензия, которая выдаётся на несколько лет. Меня полиция не «ловила» ни разу, но, говорят, что действующий статус ИП никто на месте проверять не будет».

В прошлом остались таксисты, действующие сами по себе. Основную часть этого рынка занимают крупные диспетчерские службы, центральные офисы которых часто располагаются в других регионах страны. Они работают практически в подпольном режиме, налогов не платят, а от водителей своих не требуют вообще ничего, кроме самого автомобиля. Так что не стоит удивляться, если на вызовы приезжает синее, чёрное, белое такси.

Ставропольская краевая Дума ломает голову над этой проблемой не первый год, но оптимального решения никто так и не нашёл. Собирались увеличить сумму штрафа, подавать в суд на «иногородние» диспетчерские. Но с тех пор об этом – ни слуху, ни духу. Проверками всё-таки регулярно занимается местная Госавтоинспекция: только в ходе июльской операции «Таксист-нелегал» полицейские выявили более 700 нарушений. Как рассказали в УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, за три дня оштрафовали 76 водителей, которые занимались пассажирскими перевозками без предпринимательской лицензии. Ещё 29 водителей не имели разрешения на перевозку пассажиров. Более сотни ставропольских таксистов выехали на линию на технически неисправных автомобилях. Но ни штрафы, ни новые законы пока не решили проблему: «бомбилы» продолжают «бомбить».

Найти управу на перевозчика

К легальным перевозчикам у пассажиров тоже немало претензий. На днях в «АиФ­СК» на них пожаловалась пенсионерка из Михайловска Вера Минеева.

«13-­го июля, в 8.15, в Новороссийск с центрального автовокзала Ставрополя должен был отправиться автобус, на который я заранее купила билет, ­ рассказывает Вера Васильевна. – Но рейс вдруг перенесли… аж на 19 часов 15 минут того же дня. Целый день пришлось просидеть в здании автовокзала! Попробовала у диспетчеров узнать, в чём причина отмены утреннего рейса. Ничего мне не объяснили…»

Проблемным получился для пенсионерки и обратный рейс 19­го июля ­ из Новороссийска в Ставрополь.

«Автобус выделили очень старый, дребезжащий! ­ возмущается Минеева. – Водитель несколько раз останавливал его для ремонта. В итоге в Армавире нам предложили пересесть в другой автобус. Меня этот вариант не устраивал, и я, на свой страх и риск, осталась в той «рухляди», в которой нас везли. В Ставрополь мы прибыли поздно ночью».

И за такие вот перевозки мы платим большие деньги! Чтобы добраться до Новороссийска, пришлось выложить более 1000 руб. за билет. Гарантий же безопасности я не получила никаких. А ведь междугородный транспорт в последнее время часто попадает в аварии. Совсем недавно в Новороссийске загорелся автобус…

Сейчас Вера Васильевна пытается найти управу на перевозчиков через краевую прокуратуру.

«Своего транспорта у автовокзала нет, мы пользуемся машинами ОАО «15.64», ­ пояснил Сергей Спасибов, руководитель отдела пассажирских перевозок ОАО «Центральный автовокзал». ­ 13­го июля это предприятие сорвало рейс, не прислав автобус. Наши диспетчеры объявили об этом пассажирам, вернули им деньги и предложили приобрести билеты на ближайший рейс до Новороссийска. Он был в 19.15. Если есть претензии, я готов получить их в письменном виде и передать перевозчикам».

Пожаловаться можно и в Управление Роспотребнадзора по Ставрополью.

«Налицо ­ неисполнение перевозчиком договорных обязательств, ­ говорит Михаил КОСТЮКОВ, начальник отдела защиты прав потребителей этого ведомства. – К сожалению, наше законодательство таково, что найти управу на таких нарушителей и получить компенсацию можно только через cуд. Мы готовы помочь с этим».

А как найти управу на новороссийских перевозчиков? С этим ещё сложнее, ведь заявления принимают только по месту. Это сколько же нужно потратить нервов и денег?!

Комментарий
Елена АФОНИНА, замруководителя УФНС России по Ставропольскому краю: «По этому поводу к нам с жалобами приходят постоянно – пострадавшие пассажиры и легально работающие перевозчики. В Ставропольском крае тысячи таксистов работают без регистрации и разрешения на предпринимательскую деятельность. В прошлом году мы провели 119 проверок и практически везде нашли нарушения. Бюджет за счёт этих штрафов пополнили не значительно – внесли всего 220 тысяч рублей. Работа по отлову нелегальных таксистов продолжается и сейчас. Но мы понимаем, что только таким образом проблему не решить – оштрафовали 60 таксистов, а их – тысячи. Главная задача – заставить их зарегистрироваться и платить налоги. На наш взгляд, сейчас сумма налога – минимальна и не ударит по кошельку».

Мнение власти
Юрий БЕЛЫЙ, председатель Думы Ставропольского края: «Главная проблема, которая мешает избавиться от нелегального извоза, ­ существование тех самых подпольных диспетчерских служб. Даже при всём желании найти крайнего там очень трудно. Их деятельность – чистой воды мошенничество. Я и сам сталкивался с их недобросовестностью: одно из таких такси несколько лет назад подвозило мою жену. Эти «таксисты» никак не откликаются на обычные человеческие просьбы, найти какое­-либо ответственное лицо вообще не представляется возможным. С большим трудом мне удалось связаться с «руководителем» той фирмы. На моё возмущение он ответил: «Водителя, который подвозил вашу жену, мы уже давно уволили». Но как этому верить?»

Смотрите также: