Судя по числу выпускников, сдававших 2 июня физику, интерес к техническим дисциплинам растёт. Тем не менее желающих стать инженерами пока гораздо меньше, чем тех, кто грезит о карьере юриста или экономиста.
Исправить ситуацию в родном регионе взялись молодые ставропольские учёные-изобретатели Егор Кулаев и Денис Калугин, авторы проекта первого на Юге России «подросткового» технопарка, призванного помочь юным новаторам и изобретателям в выборе будущей профессии.
Престиж возвращается
– Егор, ваш пример подтверждает: можно состояться и в провинции, не меняя родные места на заокеанские просторы. Каков ваш путь к технике?
– Всё просто – я поступил на тот же инженерный факультет, который в своё время окончил мой отец Владимир Кулаев. С детства был окружён и поглощён разными техническими штуками. Выбора, по сути, не было – закономерно продолжил династию. Инженерное образование даёт более широкий обзор. Прикладные специальности – тот самый двигатель, который развивает производства, увеличивает внутренний валовой продукт.
– Потребность в инженерах растёт, страна нуждается в созидателях. Не всё же ресурсами торговать. Да, был период, когда техническое образование оказалось на задворках, инженеры никому не были нужны. Но сейчас престиж профессии постепенно возвращается: открываются новые производства – необходимы высококвалифицированные специалисты. Необходимо популяризировать инженерное образование, поддерживать молодых. Так под крылом Минэкономразвития РФ и Ивана Бортника родились грантовые программы «Умник» и «Старт», лауреатами которых мы стали не так давно. «Движняк» инженерный есть в стране, и это очевидно. Есть сеть технопарков, позволяющих малому и среднему бизнесу за небольшую арендную плату использовать высокотехнологичное оборудование, купленное за бюджетные средства. Замысел же технопарка для юных – привлечь подростков, тяготеющих к техническому творчеству.
– То, что прежде называлось профориентацией, полезный и проверенный советский опыт?
– Профориентация в СССР была широкого формата – сколько фильмов об учёных, в школах – уроки специальные, занятия практические на производстве.
Помогать, направлять, когда школьник ещё только стоит на пороге выбора – ответственное и серьёзное дело. Для этого мы и создаём в Ставрополе на базе аграрного университета Центр молодёжного инновационного творчества. Нам выделили площади, идёт ремонт. Будем совмещать электронику и технику, давать немного теории в сочетании с прикладными знаниями. Лекций скучных не будет: сами молодые, понимаем – должен появиться интерес к самообразованию. Заниматься там смогут и ребята с ограниченными возможностями – если что-то не получится сделать своими руками, можно разработать компьютерную программу, по которой всё, что нужно, выполнит машина.
Зацепка в 3D
– Современную молодёжь, увязнувшую в Интернете, так просто от него не оторвёшь, чем зацепить хотите?
– Профориентация в прежнем виде не сработает. Компьютер – отправная точка. Нарисовал, отправил на печать на 3D-принтер и получил нужную деталь. Использовать будем игровые подходы, главное, попробовать создавать что-то своими руками. Инновационные технологии дают такую возможность – использовать прогресс для созидания. Мир сегодня в скорости соревнуется, выпиливать и вытачивать что-то на станке – долго и неинтересно, а управляемое компьютером оборудование выполняет задачу быстро, результат – за короткое время. Ребёнок сможет сделать что-то полезное для дома – вешалку или другой хозяйственный прибор из пластика, что-то из мебели и даже индивидуальный макет хирургического импланта! Но это не значит, что мы полностью отказываемся от «ручного труда» – он важен и нужен, он как раз и показывает – насколько подросток готов заниматься техническим творчеством. Нужны смекалка, сообразительность, прочные базовые знания – и никаких иллюзий: машиной управляет мозг человека, а не руки. Изюминка – через «цифровой» подход, где нажав на кнопку, получаешь готовый результат, но прежде чем нажать, ты должен взвесить все варианты и желаемый результат спланировать. Есть у нас небольшие фрезерные станочки, а для компьютеров программу надо написать, так что в целом мы придерживаемся комплексного подхода, опробуем его в ближайшее время. Школьники Ставрополя смогут приобщиться к занятиям в нашем Центре на каникулах в рамках летнего лагеря. Бесплатно. Сами мы денег за этот проект не получаем, напротив – вкладываем часть средств от реализации наших научных разработок.
Смотрите также:
- Для большинства работодателей на Ставрополье важнее опыт, чем диплом →
- Растить малышей без вреда для карьеры смогут ставропольские мамы →
- 35 юристов на 6 вакансий →