Вырастить изобретателя. На Ставрополье появился технопарк для школьников

Елена Евдокимова / АиФ

   
   

Судя по числу выпускников, сдававших 2 июня физику, интерес к техническим дисциплинам растёт. Тем не менее желающих стать инженерами пока гораздо меньше, чем тех, кто грезит о карьере юриста или экономиста.

Исправить ситуацию в родном регионе взялись молодые ставропольские учёные-изобретатели Егор Кулаев и Денис Калугин, авторы проекта первого на Юге России «подросткового» технопарка, призванного помочь юным новаторам и изобретателям в выборе будущей профессии.

Престиж возвращается

– Егор, ваш пример подтверждает: можно состояться и в провинции, не меняя родные места на заокеанские просторы. Каков ваш путь к технике?

– Всё просто – я поступил на тот же инженерный факультет, который в своё время окончил мой отец Владимир Кулаев. С детства был окружён и поглощён разными техническими штуками. Выбора, по сути, не было – закономерно продолжил династию. Инженерное образование даёт более широкий обзор. Прикладные специальности – тот самый двигатель, который развивает производства, увеличивает внутренний валовой продукт.

Кстати
Финансировать Центр молодёжного инновационного творчества будут из федерального бюджета (7 млн рублей) и регионального (1 млн 750 тыс. рублей). 600 тыс. вложили сами изобретатели. До конца года эта сумма вырастет до 1 млн рублей. На проекте под руководством Кулаева и Калугина работают студенты-­волонтёры.
– Как считаете, есть сегодня интерес к техническому направлению?

– Потребность в инженерах растёт, страна нуждается в созидателях. Не всё же ресурсами торговать. Да, был период, когда техническое образование оказалось на задворках, инженеры никому не были нужны. Но сейчас престиж профессии постепенно возвращается: открываются новые производства – необходимы высококвалифицированные специалисты. Необходимо популяризировать инженерное образование, поддерживать молодых. Так под крылом Минэкономразвития РФ и Ивана Бортника родились грантовые программы «Умник» и «Старт», лауреатами которых мы стали не так давно. «Движняк» инженерный есть в стране, и это очевидно. Есть сеть технопарков, позволяющих малому и среднему бизнесу за небольшую арендную плату использовать высокотехнологичное оборудование, купленное за бюджетные средства. Замысел же технопарка для юных – привлечь подростков, тяготеющих к техническому творчеству.

   
   

– То, что прежде называлось профориентацией, полезный и проверенный советский опыт?

– Профориентация в СССР была широкого формата – сколько фильмов об учёных, в школах – уроки специальные, занятия практические на производстве.

Помогать, направлять, когда школьник ещё только стоит на пороге выбора – ответственное и серьёзное дело. Для этого мы и создаём в Ставрополе на базе аграрного университета Центр молодёжного инновационного творчества. Нам выделили площади, идёт ремонт. Будем совмещать электронику и технику, давать немного теории в сочетании с прикладными знаниями. Лекций скучных не будет: сами молодые, понимаем – должен появиться интерес к самообразованию. Заниматься там смогут и ребята с ограниченными возможностями – если что-то не получится сделать своими руками, можно разработать компьютерную программу, по которой всё, что нужно, выполнит машина.

Зацепка в 3D

– Современную молодёжь, увязнувшую в Интернете, так просто от него не оторвёшь, чем зацепить хотите?

– Профориентация в прежнем виде не сработает. Компьютер – отправная точка. Нарисовал, отправил на печать на 3D-принтер и получил нужную деталь. Использовать будем игровые подходы, главное, попробовать создавать что-то своими руками. Инновационные технологии дают такую возможность – использовать прогресс для созидания. Мир сегодня в скорости соревнуется, выпиливать и вытачивать что-то на станке – долго и неинтересно, а управляемое компьютером оборудование выполняет задачу быстро, результат – за короткое время. Ребёнок сможет сделать что-то полезное для дома – вешалку или другой хозяйственный прибор из пластика, что-то из мебели и даже индивидуальный макет хирургического импланта! Но это не значит, что мы полностью отказываемся от «ручного труда» – он важен и нужен, он как раз и показывает – насколько подросток готов заниматься техническим творчеством. Нужны смекалка, сообразительность, прочные базовые знания – и никаких иллюзий: машиной управляет мозг человека, а не руки. Изюминка – через «цифровой» подход, где нажав на кнопку, получаешь готовый результат, но прежде чем нажать, ты должен взвесить все варианты и желаемый результат спланировать. Есть у нас небольшие фрезерные станочки, а для компьютеров программу надо написать, так что в целом мы придерживаемся комплексного подхода, опробуем его в ближайшее время. Школьники Ставрополя смогут приобщиться к занятиям в нашем Центре на каникулах в рамках летнего лагеря. Бесплатно. Сами мы денег за этот проект не получаем, напротив – вкладываем часть средств от реализации наших научных разработок.

Смотрите также: