Разоряли гнёзда, ели воронят. Жительница Кочубеевского – о военном детстве

Местные газеты не раз писали про Раису Васильевну © / Ангелина Бабаян / АиФ

Любимые бусы из самоцветов уже полгода пылятся на полке шкафа. Ветерану труда и труженице тыла Раисе Гавриленко некуда сейчас их надевать. Из-за коронавируса вынуждена сидеть дома на самоизоляции, ведь ей уже почти 90. Но до этого была активисткой, участвовала в работе местного клуба - пела, играла на бубне. Вот такие они, дети войны. Представителям младших поколений можно поучиться у них стойкости и жизнелюбию. «АиФ-СК» пообщался с Раисой Васильевной.

   
   

11 лет счастья

Первые 11 лет своей жизни Раиса Васильевна вспоминает как период бесконечного счастья. Мама, папа, бабушка и пятеро детей. Рая была младшей в семье. Жили в украинском селе Цимбаловка, считавшемся зажиточным, в небольшой хатке возле железнодорожной станции. Маленькую Раю все баловали. Брат катал по дому, посадив на шею, мама-рукодельница шила нарядные платьица. 

В доме всегда был достаток. Держали хозяйство - корову, свиней, птицу. Но война всё поломала.

Однажды Раю разбудил страшный стук и крики: «Открывайте и кормите нас!». Девочка перепугалась, сползла с кровати, спряталась и заплакала. Незваными гостями оказались гитлеровцы. Отец и братья к тому времени уже были на фронте. Старших сестёр угнали на работу в Германию.

«Фашисты забрали всю скотину и другие съестные припасы, - рассказывает Раиса Васильевна. - До сих пор помню, как мама и бабушка в растерянности озирались, стоя посреди разорённого двора. И вдруг заметили маленького поросёнка, спрятавшегося в стоге соломы - фашисты его не увидели!»

Он не дал семье умереть от голода в первое время. 

Потом настали совсем тяжёлые времена. Некоторым жителям Цимбаловки приходилось потрошить гнёзда и есть только что вылупившихся воронят, чтобы выжить. А Раина мама устроилась подмастерьем к портнихе и работала в поле, 11-летняя дочь помогала ей. На уборке порой приходилось таскать большие тяжести. Через много лет это аукнется серьёзными проблемами со здоровьем. Но тогда тяжёлая работа на износ помогла пережить оккупацию.

   
   

Секретная работа под землёй

Война закончилась. Из Германии вернулись сестры, с фронта - братья. А вот отца семья потеряла, он погиб при переправе через Вислу.

Началась большая работа по восстановлению мирной жизни, порушенной войной. Раю мама устроила в школу, чтобы та могла окончить семь классов. После школы девушка пошла работать помощником бухгалтера в колхозную контору. Но через несколько лет подорванное подъёмом тяжестей здоровье дало о себе знать.  Потребовалось лечение, и брат, служивший в то время в Баку, забрал сестру к себе.

После лечения в госпитале Раиса прошла там курсы телефонисток и начала работать по специальности на секретной станции под землёй. В рядах Вооруженных сил, в Бакинском округе ПВО-1, она отслужила 44 года. Там же, в Азербайджане, познакомилась со своим будущим мужем, тоже военным, у них родились два сына.

В 1993 году в связи с тяжёлой обстановкой, сложившейся в республике из-за межнациональных конфликтов, семья вынуждена была уехать из Баку. Новым местом жительства стало село Кочубеевское Ставропольского края. Здесь проживала тёща одного из сыновей.

Письма о главном

В Кочубеевское Раиса Васильевна приехала уже пенсионеркой. Но сегодня её все тут знают. Всегда активная и энергичная, она сразу нашла себе интересные занятия. Вступила в клуб «Вера. Надежда. Любовь», принимала участие в мероприятиях читального зала библиотеки, пела и даже играла на бубне.

Клуб сразу стал важной частью жизни Раисы Васильевны. В нём 20 человек, среди которых есть дети войны, просто пенсионеры, люди разных профессий, приехавшие из других мест. Они слушают лекции, устраивают совместные мероприятия, празднуют крупные исторические даты и свои юбилеи. Раису Васильевну здесь считают кладезем военных историй. А ещё она очень любит поздравлять именинников. Пишет длинные речи, чтобы потом торжественно их зачитать, дарит цветы.

Кстати, букеты она приносит и к памятнику Ленина - каждый год 21 апреля. Даже сейчас, когда в силу возраста и проблем со здоровьем это уже не так просто, от сложившейся за многие годы традиции не отказывается.

Сегодня Раиса Васильевна живёт с невесткой - вдовой старшего сына. Кухонный столик у них в квартире уставлен правительственными телеграммами, открытками, они же в спальне бабушки - в серванте за стеклом. Рядом с ними - военный билет, удостоверения, грамоты и дипломы за участие в различных мероприятиях, черно-белые фотографии. На «витрине» и номера телефонов знакомых, молитвы, письма губернатору и президенту. А в письмах - рассказы о себе, об умерших от онкологии сыновьях, о братьях...