Пятигорск – самый большой курорт в связке городов Кавминвод. Здесь множество санаториев и живописная гора Машук, вдоль которой так любят гулять отдыхающие. Однако в последнее время туристы, помимо живописных красот, всё чаще замечают следы разрухи...
Замечательные по архитектуре здания стоят по много лет с вывороченными окнами и растрескавшимися стенами. Некоторые стоят так долго, что внутри уже растут деревья.
Бывшая улица Царская, а ныне проспект Кирова – самая популярная улица города-курорта. Но она же, по злой иронии, оказалась и лидером по брошенным домам и новостроям. По всем законам жанра здесь уже давно должны были завестись привидения.
Город контрастов
Первый «дом с привидением» ожидает туристов в самом центре города, у оживленного перекрёстка на Главпочте. Миленький особняк в розовых завитушках когда-то был домом купца I гильдии Зипалова, ставшего главой Пятигорска в 1860 году. В советское время в этом красивом особняке находилась женская консультация.
Сейчас здание брошено. После неудавшегося теракта на проспекте Кирова в 2010 году образовалось несколько трещин, и женскую консультацию перевели в другое место. С тех пор об историческом здании будто забыли. Окна закрыты ветошью, жуткое зловоние.
Следующий «сюрприз» ждёт отдыхающих у живописной аллеи, ведущей к Цветнику. Заброшенное здание с проржавевшей вывеской уродует весь бульвар: зияет грязными окнами, облупившейся штукатуркой на колоннаде, да пылью в ажурном орнаменте. Рядом – парк и восстановленный Спасский собор – красивейшее здание из белого камня, построенное на народные пожертвования. Город контрастов.
Очередные «скелеты в шкафу» – у здания оперетты. Любой куротник обязательно споткнётся о разрушенные ступеньки. А затем обязательно посмотрит влево. Потому что в глаза бросается ... сгоревшая остановка, которую зачем-то привезли сюда, а не на свалку. А ещё через дорогу – живописные развалины каких-то бараков. На одном из них сохранилась гордая вывеска: «пр. КИРОВА». Табличка, видимо, оповещает, что здесь всё-таки проспект.
Совсем рядом – два красивых одноэтажных особнячка... без крыши и с буйной растительностью внутри. Выбитые окна закрыты баннерами с видами курортного Пятигорска.
Живописная Елизаветинская галерея во времена Лермонтова была центром гуляний «водяного общества». Теперь это высокое белокаменное здание – памятник архитектуры федерального значения. Но... брошенное стоит вот уже несколько десятилетий.
На нём висит грозная охранная табличка, что, мол, здание – объект культурного наследия, кто посягнёт, понесёт ответственность. Никто не посягает... Сквозь пыльные и разбитые окна внутри видны остатки питьевого бювета. Из четырёх корпусов функционирует только один. Там расположился музей насекомых.
Снести или достроить?
Прямо перед лесенкой к Елизаветинской галерее схлестнулись прошлое и настоящее. Два старинных особнячка с паутиной на окнах напротив многоэтажного долгостроя. Хозяин долгостроя давно умер, наследники разорились, и скелет здания остался. С ним всё это время простоял верный башенный кран.
В особнячках когда-то были санатории. Добротно и хорошо построенные, они до сих пор выглядят культурно и мило. Чего не скажешь о десятилетнем долгострое, у которого на стенах уже проступили ржавые пятна, а по пустым этажам гуляет ветер.
А вот два долгостроя у Провала навевают извечный вопрос – что делать? Разрушить или достроить эти здания? Когда-то тоннель в скале, Провал был виден издалека. Но теперь весь обзор перекрыл огромный четырёхэтажный «Чайный домик».
Дело лет семь гуляло в судах. В итоге собственник здание отстоял и... бросил. На заборе осталась висеть табличка «срок окончания строительства – июль 2009-го...». Что теперь делать с этой глыбой – не понятно.
Ещё одно незавершённое строительство – в 300 метрах от Провала, почти у края скалы. Тот же размах и... тот же результат.