Погромы, туфли и интим. Топ-10 преступлений, раскрытых на Кавказе в 2023-м

Главарь банды киллеров Джако так и не признал вину. © / Виталий Колбасин / АиФ

Уходящий год запомнился жителям СКФО не только погромом в аэропорту Махачкалы. «АиФ-СК» вспомнил и другие резонансные события, которые ещё долго будут обсуждать, причём не только высоко в горах. Было многое: громкие преступления, роскошная жизнь чиновников, и даже такое, о чем в приличном обществе не говорят вслух.

   
   

Дагестан. Погром в аэропорту Махачкалы

В октябре несколько сотен человек собрались в аэропорту Махачкалы и ждали посадки самолета, летевшего из столицы Израиля. Пропалестински настроенная толпа прорвалась на взлётную полосу, начались беспорядки. Пострадали несколько полицейских.

Митингующие разгромили один терминал, ущерб превысил 285 млн рублей. После погрома глава Дагестана Сергей Меликов назвал произошедшее грубым нарушением закона, а также очень нелицеприятно выразился в адрес участников беспорядков. Сотни человек привлекли к административной ответственности.

Было возбуждено уголовное о массовых беспорядках. Как сообщал заместитель председателя ОНК Дагестана Шамиль Хадулаев, в СИЗО содержатся 126 человек.

Чечня. Милашину облили зелёнкой

В июле на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова напали, когда они ехали из аэропорта Грозного. Такси преградили путь три машины, адвоката и журналистку вытащили из салона, жестоко избили, уничтожили технику и документы.

Елену Милашину обрили налысо и облили зелёнкой. По её словам, нападавшие сказали: «Мы тебя предупреждали - не надо сюда приезжать».

Сначала Милашину и Немова привезли в местную больницу, потом доставили в Северную Осетию, а затем частным самолётом - в московскую клинику.

   
   

После нападения на журналистку и адвоката было возбуждено несколько уголовных дел по целому списку статей - о воспрепятствовании деятельности журналиста, об угрозе убийством, а также незаконном лишении свободы и разбое. Официально о подозреваемых до сих пор не сообщалось.

Елена Милашина - журналист-расследователь. Она много писала о Северном Кавказе. В январе 2022 года глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Милашина зарабатывает на теме республики и чеченцев и призвал правоохранителей задержать ее.

Северная Осетия. Приговор Джако

Южный окружной военный суд в сентябре приговорил к пожизненному заключению Аслана Гагиева по прозвищу Джако - человека, который не нуждается в представлении не только в криминальном мире.

Джако признали виновным в руководстве тремя бандами, в организации убийств по найму, незаконном обороте оружия. В состав преступного сообщества Гагиева входили минимум 50 бандитов. Всего на их счету 49 эпизодов преступной деятельности на территории столицы РФ, Подмосковья, Северной Осетии, а также 60 убийств, в том числе силовиков и чиновников. Джако виновным себя не признавал.

«За что я должен сидеть? Крови на мне нет, оружия у меня не нашли. Мне приносили вырезку из газеты - террористу из банды Басаева, участвовавшему в захвате Буденновска, дали 12 лет, мне хотят пожизненное, это как вообще?» - говорил Гагиев на суде.

Ставропольский край. Шантаж супруги губернатора

В сентябре Октябрьский районный суд Ставрополя вынес приговор по делу местного блогера Дмитрия Протасова и его подельника Артёма Дояренко. Они изготовили фейковое видео интимного содержания, к герою которого прицепили лицо губернатора края Владимира Владимирова, а потом обратились к супруге главы региона Наталье. С неё шантажисты требовали за непубликацию подделки 6 млн рублей.

Чета Владимировых старания видеомонтажеров не оценила, зато оценили следствие и суд. Протасова приговорили к восьми годам, Дояренко дали на год меньше. Отбывать наказание они будут в колонии строгого режима.

Ингушетия. Боевики убили полицейских

В марте бандиты напали на пост «Волга-14» в Назрановском районе республики. Они ранили двух полицейских. Силовики быстро вышли на след боевиков. Всего в нападении подозревали троих молодых парней: Амира Бокова, Рамазана Эльдиева и Микаила Мошхоева.

Тело Эльдиева нашли в Карабулаке, однако к списку подозреваемых прибавились еще двое. Это Амирхан Гуражев и Адам Оздоев.

Вечером 3 апреля силовики окружили заброшенный дом, где засели боевики. Бандиты отстреливались и смогли уйти. Погибли трое полицейских, еще восьмерых ранили. Спустя время Бокова и Мошхоева задержали. Оздоев и Гуражев до сих пор на свободе.

После происшествия завели уголовные дела по статьям о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, незаконном обороте оружия и пособничестве боевиков.

С момента нападения на пост правоохранители задержали 18 пособников боевиков.

Карачаево-Черкесия. Туфельки зампреда правительства

В июле была задержана, а затем уволена вице-премьер правительства Карачаево-Черкесии Ирина Гербекова. Она подозревается в организации преступного сообщества, в которое входили руководители и сотрудники республиканской клинической больницы, а также бизнесмены. Все были заняты хищениями бюджетных денег, которые выделялись на развитие здравоохранения республики. Ущерб превысил 100 млн рублей.

Гербекова ни в чём себе не отказывала. Конечно, ставропольского главу ГИБДД Алексея Сафонова с его «баррочным» дворцом с золотым унитазом она не перещеголяла, но всё же жила дама в роскошном доме с трёхметровым железным забором. За забором - белая BMW ценой в несколько миллионов рублей. А в доме - коллекция из 120 пар дорогой обуви, несколько десятков сумочек Louis Vuitton ценой в среднем по 300 тыс. рублей.

Однако чиновница вряд ли услышит модный приговор - вместо него будет приговор суда.

Дагестан. Мэр со складом икры

Мало в чём себе отказывал и бывший мэр Кизилюрта Магомед Магомедов. В его доме силовики обнаружили набор уже не юного коррупционера: оружие, несколько паспортов, пачки банкнот, драгоценности, коллекцию дорогой обуви. Кроме того, градоначальник хранил десятки банок чёрной икры.

Сейчас же Магомедову (известному также как Большой Махач и Чалма) разносолы заменила тюремная баланда. Мэр находится в СИЗО. Как полагает следствие, до назначения главой Кизилюрта чиновник почти 10 лет был министром спорта республики, и именно тогда совершил крупные бюджетные хищения.

Ставрополье. Дела главврачей

Медицинскую сферу края потряс коррупционный скандал. Экс-главврача Пятигорской городской больницы Романа Лифенко и бывшую начальницу отдела закупок того же медучреждения подозревают в коррупции. Как считает следствие, главврач и подчиненная получили 1 млн 240 тыс. рублей от главы фирмы «Флорес», а фирма - выгодные подряды.

Эта же фирма фигурирует в аналогичных делах главврача Кисловодской горбольницы Сергея Егорова и главного врача Ставропольской детской больницы имени Филиппского Вячеслава Кашникова. Егорова предприниматели «вознаградили» за услуги суммой в 3,3 млн рублей, а его коллегу Кашникова - 2,5 млн рублей.

Главврач из Кисловодска, кстати, приговор уже услышал. Суд оштрафовал Сергея Егорова на 4 млн рублей и лишил права работать в госучреждениях сроком на 7 лет.

Ингушетия. Трагедия с девочкой

Северный Кавказ потрясло произошедшее в Малгобеке. В конце апреля 2023 года истощённая 4-летняя девочка с закрытой черепно-мозговой травмой, двусторонней пневмонией, кровоизлиянием глаз и гематомами попала в больницу.  К сожалению, спасти ребенка не удалось. Через неделю девочка скончалась. На похороны собрались тысячи людей со всей Ингушетии, и даже мужчины не могли сдержать слез.

31-летняя мать несчастной малышки была арестована. Женщина обвиняется в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью собственной дочери. После этого случая в соцсетях вспоминали другую трагедию. Издевательства тёти над Аишей Ажиговой, которая осталась жива, но потеряла руку.

КБР. «Элина» больше не инвестор

В декабре была задержана 23-летняя девушка - «амбассадор» финансовой пирамиды Smart Buyers, уроженка Саратовской области Эльвира Булатова. Правда, доверчивые подписчики знали её под другим именем «Элина».

Эльвира-Элина вместе с другим «успешными» блогерами рассказывали о баснословной прибыли при небольших вложениях. Организатором пирамиды, по версии следствия, был ранее судимый москвич Роман Кусакин. Всего от финансовой пирамиды Smart Buyers в 2020 году пострадали 2875 жителей из 15 регионов страны. Они «инвестировали» более 763,8 млн рублей.