Отец солдатам. На Ставрополье вспоминают Героя России Дмитрия Лисицкого

В школе, где учился Дмитрий, установили бюст. © / Михаил Лисицкий / Из личного архива

Герою России, подполковнику Дмитрию Лисицкому 27 ноября исполнилось бы 50 лет. Полтора года назад он погиб у себя дома в Ставрополе при неясных обстоятельствах. Расследование до сих пор не окончено. На его малой родине, в селе Бурлацком Благодарненского округа, его память увековечили бюстом в школе, где он учился. Немногословного, справедливого и по-отечески заботившегося о подчинённых комбата родные, земляки и сослуживцы вспоминают только добрым словом.

   
   

Тянулись к лидеру

Дима Лисицкий рос обыкновенным сельским мальчиком, но в то же время выделялся среди сверстников спокойствием и рассудительностью.

Дима был примерным мальчиком. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

«Ходил в детский сад, в школе хорошо учился, работал в ученической бригаде и всегда занимался спортом, – говорит его папа Михаил Дмитриевич. – Играл в волейбол, в футбол. Выступал на краевых соревнованиях по волейболу и занимал призовые места. В армии он стал мастером спорта то ли по дзюдо, то ли по карате. Всегда был сильным, подтянутым. По характеру – лидер. К нему тянулась вся молодёжь в селе. Очень спокойный, вежливый, ответственный».

По словам его классного руководителя Любови Щербаковой, у Димы было много друзей. Его уважали, потому что он хорошо относился к другим и справедливо разрешал конфликтные ситуации.

Десантник как дядя

С детских лет Дима восхищался военными. Знал, что дед служил в разведке и погиб в Венгрии, во время Великой Отечественной войны, в звании старшего лейтенанта. Отец, как и мама, почти всю жизнь проработал на птицефабрике, но в молодости служил в ракетных войсках, в группе советских войск в Германии. Ушёл в запас лейтенантом. Старший брат отца в армии был артиллеристом, а младший служил в воздушно-десантных войсках, в составе Витебской дивизии воевал в Афганистане.

«Дядька больше всего и повлиял на Диму и Лёшу, моего младшего сына, – считает Михаил Дмитриевич. – Оба в армии стали десантниками, оба учились в сельхозинституте на зоофакультете, как и мы, родители. Но Дима на втором курсе пошёл в военкомат, и его призвали в армию».

Лисицкие гордятся сыновьями. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

От Балкан до Сирии

Дмитрий сразу попал в Абхазию, где в это время разгорелся грузино-абхазский конфликт. Потом вернулся в Ставрополь, но вуз заканчивал уже заочно. Он остался служить по контракту в воздушно-десантной бригаде, которой командовал Валентин Марьин. Позже на её основе образовался 247-й десантно-штурмовой полк, который дислоцируется в Ставрополе.

   
   

Вскоре десантник снова оказался в горячей точке – в Чеченской Республике, под командованием Владимира Шаманова.

Не успели закончиться боевые действия на Кавказе, как полыхнула Югославия. В России объявили набор в миротворческое подразделение, и Дмитрий отправился на Балканы, где выполнял военные задачи под руководством Юнус-Бека Евкурова в составе российского контингента сил по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине. За это он получил медаль от НАТО и медаль Суворова.

За миротворческую миссию в Югославии Лисицкий получил медаль от НАТО. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

На Балканах Дмитрий Лисицкий прослужил полтора года, а вернувшись, снова оказался в зоне риска.

В Чечне всё ещё действовал режим контртеррористической операции, в лесах прятались бандиты, периодически совершая вылазки. Однажды подразделению Лисицкого пришлось выводить из опасной зоны мирное население. Группа прикрытия была атакована боевиками, но благодаря решительности и опыту командира военнослужащие избежали окружения. Этот подвиг командира был оценён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Как рассказал Михаил Лисицкий, его сын помог эвакуироваться из зоны вооружённого конфликта полутора тысячам ингушей, и его портрет был выставлен впоследствии в музее Магаса.

На решение статья военным повлиял родной дядя. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

Десантники обеспечивали в Чечне безопасность во время референдума о Конституции в 2003 году. Сотовых телефонов тогда ещё не было, и Дмитрий писал родителям письма.

«У меня всё по-прежнему. Жаловаться не могу. Со здоровьем пока всё отлично. Особых изменений нет. Продолжаем выполнять правительственные и другие задачи, – говорится в письме, датированном 25 марта 2003 года. – Погода не очень: грязь, слякоть. Но в горах уже тепло, всё подсохло, температура плюсовая. 23 марта был референдум в горной Чечне. Всё прошло спокойно, без происшествий и потерь. Готовимся к крайней задаче и будем собираться домой».

По словам отца, все письма были короткими, строк 10-15. Он писал их маме и папе до 2006 года, а потом женился, и поддерживал связь уже через жену. Но домой приезжал всегда с цветами для матери, к которой относился очень трепетно.

К маме Дмитрий, став взрослым, всегда приезжал с цветами. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

Дмитрию Лисицкому довелось участвовать и в военном противостоянии в Грузии, и в разгроме боевиков в Дагестане, и военной операции России в Сирии, и в защите Донбасса.

Во время Олимпиады и Паралимпиады в Сочи он был в составе подразделений, которые обеспечивали безопасность гостей и спортсменов со всего мира, и в музее черноморского курорта, по словам Михаила Лисицкого, хранят память о его сыне.

В 2015 году секретным указом президента он был удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Собрали по кусочкам

С 2022 года Лисицкий участвовал в специальной военной операции. Был несколько раз ранен. По словам руководителя Ставропольского краевого отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Николая Борисенко, врачи по кусочкам собирали кости ног.

«Речь шла чуть ли не об ампутации, и врачи в этой ситуации сделали чудо. У него немного уменьшился рост, долго ходил в аппарате Илизарова и смог всё же подняться на ноги», – говорит Николай Иванович.

Врачи чудом спасли ногу. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

Во время лечения Дмитрий Лисицкий не терял связи с сослуживцами и участвовал в сборе гуманитарной помощи для них. Часто помогал нуждающимся из своих средств. Параллельно занимался общественной деятельностью в «Боевом братстве». С 2021 года организация начала проводить турниры по пулевой стрельбе на приз Героя Российской Федерации гвардии подполковника Лисицкого. Дмитрий Михайлович лично участвовал в награждении ребят.

Смерть 26 марта 2023 года для всех, кто его знал, стала неожиданностью. Близкие не верят, что он мог уйти из жизни сам.

Без отца остались двое детей Дмитрия. Серёже было девять лет, когда папы не стало. А старший сын Миша сейчас уже в 11 классе. Мечтает стать военным хирургом и занимается с репетиторами, чтобы поступить в вуз. При этом неплохо играет на гитаре. С гитарой дружил и его отец. Любимой песней Дмитрия Лисицкого был «Чёрный ворон» – казачья песня с трагическим концом.

«Он был Человеком с большой буквы, действительно герой. Болел душой и телом за своих подчинённых и за то, какая у нас будет молодёжь, – говорит Николай Борисенко. – Был молчалив, на вопросы отвечал коротко, по делу. Ему проще было на личном примере что-то показать, чем объяснять. Для подчинённых он был батяней-комбатом».

Любимой песней долгие годы оставался «Чёрный ворон». Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

Гостинцы из дома

В офис «Боевого братства» в Ставрополе иногда заглядывает брат Дмитрия Лисицкого Алексей. Такой же взгляд, походка вперевалку и немногословность. Алексей работает фермером и периодически отправляет продуктовую помощь раненым участникам СВО, которые лечатся в ростовском госпитале.

Отец и мать ещё со времён чеченских военных кампаний частенько баловали Дмитрия продуктовыми гостинцами.

«Мы ведь живём в селе, выращиваем бройлеров, индеек, гусей, овец и прочую живность. Вот и отправляли ему домашние мясо, яйца, – говорит Михаил Лисицкий. – Он почти всё время на полигонах был и объяснял мне: «Пап, как ты себе представляешь, что мы едим твоё сало копчёное, а солдаты рядом ходят? Или присылай на всех, или не надо».

Из Чечни Лисицкий часто писал родителям. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

И вот родители отправляли целую свинью или целого барана, и там на всех готовили шулюм. В одном из писем сын с благодарностью писал: «Сами наелись вволю и всех накормили».

После начала СВО в Бурлацком образовался актив, который постоянно готовит посылки бойцам. Одна женщина собирает деньги, другая – шьёт нижнее бельё, третья – вяжет носки, четвёртая – печёт пирожки. Муку и масло на выпечку выделяет семья Лисицких. Отправляют они и копчёную птицу – чем богаты, тем и помогают.

КОММЕНТАРИЙ

Председатель ставропольского отделения ДОСААФ России, член общественной палаты Российской Федерации Юрий Гришко:

«Дмитрий Лисицкий начал военную карьеру со срочной службы и остался на контрактной основе. Ему присвоили звание прапорщика, позже – лейтенанта. Так он от солдата дослужился до звания подполковника, командира батальона.

Подвиг Дмитрий Лисицкого, за который он получил звание Героя России, пока засекречен. Фото: Из личного архива/ Михаил Лисицкий

Не имея военного образования, он почувствовал, что его призвание – быть военнослужащим, свою жизнь связал с воздушно-десантными войсками и достиг больших успехов.

Будучи командиром взвода, он так готовил солдат, что на полевом выходе при боевых пусках ракет его взвод занимал ведущие места, получая отличные оценки.

Дмитрий Михайлович был человечным и порядочным. Любил Родину и воздушно-десантные войска. Лучше всего его охарактеризовали бы строки из стихотворения «слуга царю, отец солдатам». Сам он больше молчал. На вопросы, как дела и чем помочь, отвечал, что ничего не надо, всё хорошо, «пойдёт».