«История существует вовсе не для того, чтобы просто знать имена и даты. А с той именно целью, чтобы ценить великое наследие предшествовавших поколений и не повторять роковых ошибок прошлого». Это изречение – кредо Вениамина Госданкера. Много лет он отдал музейному делу.
Что сохраним о фронтовиках?
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Говорить о войне вам, участнику обороны Ленинграда, наверное, непросто…
Вениамин Госданкер: Тема той войны – неисчерпаема. Когда речь идёт о моих сверстниках, людях, которые прошли войну или трудились в тылу, меньше всего хочется видеть у них ностальгическую слезливость. Неприятно и хрестоматийное причёсывание былых заслуг. Мне больше дороги те милые старики, которых не коснулась «порча времени».
– Вы были в редколлегии, когда в крае издавали Книгу памяти, член президиума краевого совета ветеранов…
– У нас вышел 21 том Книги памяти Великой Отечественной войны. В краевой библиотеке есть её электронная версия. Для меня Книга памяти – это такой скорбный кадастр. Даже через 50 лет из неё будут узнавать о героях этой войны.
Почти 190 тысяч ставропольцев погибли или пропали без вести. Половина из фронтовиков, что живут сейчас в Ставрополе, - очень больные люди.
Каждый год провожу последний памятный урок для 11-классников, посвящённый Дню Победы, в лицее №16 Ставрополя. Радует, что в последние годы вижу всё больше думающих школьников. Я на этих уроках говорю ребятам: «Найдите время, достаньте старые фотографии ваших дедов и прадедов и вместе с ними посмотрите их. В тот момент, когда вы вместе листаете альбом, возникает духовная близость между родными людьми, которую никакими возвышенными фразами не передать!
А фотография – она подчас может сказать о прошлом гораздо больше, чем целый трактат.
Когда поставят памятник?
– У вас много трудов об истории края и наших известных земляках. Некоторых, например, одного из комбригов Первой конной армии Василия Ивановича Книгу, вы знали лично…
– Это был необыкновенно популярный в крае человек! Крепыш невысокого роста с великолепными усами… Говорил на смеси русского и украинского языков. Я его запомнил как очень доброго человека.
Мало кто знает о том, что Книга как отличный солдат проявил себя ещё в Первой мировой войне. Он был полным кавалером Георгиевского креста, причём первую из этих наград получил, когда на себе принёс «языка». Его и другого полного кавалера Козьму Крючкова лично принял государь Николай Второй и едва его не расцеловал. А челядь не знала, как ублажить этих отчаянных русских солдат.
Сейчас, когда приближается 100-летие Октябрьской революции 1917-го, наконец-то появляется возможность отказаться от излишней идеологизации. Эта дата – теперь просто объект для всестороннего исторического исследования.
Истории нельзя мстить! Историю нельзя упрощать! Я – противник как старческого догматизма при изучении истории, так и конъюнктуры.
Приближающееся столетие «красного» Октября – отличный повод для размышлений, исторических споров. Историки серьёзно к этой дате готовятся. И меня радует, что уходит в прошлое рассмотрение этого противоречивого прошлого только сквозь призму идеологии. Мир прошлого становится многоцветным и многообразным. Появился шанс двигаться от конкретного исторического материала к обобщениям.
В краеведческий оборот нужно ввести многие факты, которые раньше замалчивали.
– Например?
– Когда в 1918-м знаменитая Таманская красная армия прорвалась в Ставрополь, бойцы взяли под охрану городской музей. Голодные, измученные люди охраняли экспонаты.
Или, к примеру, Герман Лопатин, первый переводчик на русский язык «Капитала» Маркса. Он учился в ставропольской гимназии. О февральской революции он писал с восторгом. В те дни, по его искренним воспоминаниям, в Петербурге ходили радостные толпы, оркестр исполнял «Марсельезу».
– Печалит, что некоторые имена ставропольских героев известны малому кругу людей.
– Хочется вспомнить о Фёдоре Григорьевиче Сененко. Скромный бухгалтер, он в свои 53 года имел право не идти на фронт. Но по призыву Доватора влился в ряды доваторцев-кавалеристов. Интересно, что в молодости он пел в знаменитом синодальном хоре, причём даже солировал в нём. Он пел вместе с Фёдором Шаляпиным!
– Долгие годы мы мало что знали о ставропольских участниках Первой мировой войны. В 2015-м широко осветили подвиг нашей героической землячки Риммы Ивановой. Но памятника ей в Ставрополе до сих пор нет…
– Разумеется, подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой заслуживает того, чтобы его увековечить. Надежда – на региональное отделение Российского военно-исторического общества.
Это одна из задач. Не менее важна забота сотрудников местных музеев, архивов и библиотек о сохранении памятников истории и культуры края.
Смотрите также:
- «Жив. Помню. Люблю». О чем ставропольцы писали с фронта родным и близким →
- Правнучатый племянник Лермонтова: Как научиться любить Отчизну →
- Фото памяти →