Лента «Последствия», основанная на реальных событиях авиакатастрофы над Боденским озером в 2002 году, вышла в российский прокат недавно. Главный герой, Роман Мельник, которого в фильме играет Арнольд Шварценеггер, теряет в авиакатастрофе жену и беременную дочь. Мужчина не может справиться с горем, находит диспетчера, который отказывается признать вину и принести извинения, и убивает его. После этого Мельника сажают в тюрьму, где он проводит 10 лет.
STAV.AIF.RU рассказывает, почему фильм не оправдал ожиданий и даже разочаровал прототипа героя Виталия Калоева, а также что о ленте думают кинокритики.
Голливудские искажения
Начать стоит с того, что фильм «Последствия», продюсером которого стал известный Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»), далек от документального кино. Факты трагедии, которую распознает в ленте любой, кто 15 лет назад слышал о столкновении в воздухе двух самолётов, конечно, искажены. Героя зовут не Виталий Калоев, а Роман Мельник, живет он в Америке, а не в Испании, и погибли у архитектора не жена с двумя детьми, а супруга и беременная дочь.
По словам критиков, особенно неприятна сценарная гиперболизация числа жертв: вместо 71 погибшего зрителю сообщается о трёх сотнях, как будто 71 – недостаточно, чтобы выдавить слезы у купившего билет в кино.
Задевает русскоязычного зрителя и нестыковка с именем жены Мельника. Весь фильм он твердит о ней: «Алина!». А на могильном памятнике, где иногда ночует главный герой, выгравировано крупными буквами OLENA.
Линия же антагониста Мельника – авиадиспетчера Джейка – откровенный плод режиссерских фантазий, считают рецензенты. Мужчина якобы меняет имя, переезжает в другой штат, устраивается на работу в турфирму, разлучается с семьей, и всё это время обливается слезами, переживая трагедию. Питер Нильсен же, реальный прототип Джейка, просто перешел работать в другую авиакомпанию.
Причем, переживают оба героя в фильме как бы на равных: безответственный диспетчер и тот, кто только что похоронил трех близких родственников. Вероятно, создатели ленты хотели «запараллелить» пересечение судеб обоих мужчин и пересечение воздушных коридоров, в результате которого погибли люди. И даже знаменитые 12 ножевых, которые Виталий Калоев нанёс виновнику авиакатастрофы, превратились в два аккуратных удара, нанесённых Мельником без особых эмоций.
Однако нескладность и ошибки «Последствий» можно объяснить тем, что Калоев был против съёмок фильма о своей трагедии и не давал согласия на экранизацию, а значит, не мог выступить консультантом и проконтролировать достоверность изложения своей истории.
Рецензия на самого себя
Киноленту предваряет сообщение – «Основано на реальных событиях». Но прототип главного героя уверен: сама суть событий изменена до неузнаваемости.
«Даже не хочу говорить!» – сказал Виталий Калоев корреспонденту STAV.AIF.RU.
По его мнению, в фильме изменены обстоятельства трагедии, характеры героев и детали событий. А сам герой, Арнольд Шварценеггер, сыгравший Калоева, слишком натужно страдал и будто изо всех сел вызывал жалость к себе.
«С моей стороны этого не было, я не хочу, чтобы меня жалели. Я хотел, настаивал, чтобы разобрались и, если виноваты, диспетчер или кто-то еще, чтобы они ответили!» – пояснил Калоев.
Роль диспетчера осетинскому архитектору не понравилась не меньше своей. Калоев считает, что авторы ленты показали его, во-первых, невиновным, во-вторых, переживающим. А ведь работник авиакомпании, от которого зависили судьбы людей на обоих бортах, не извинился даже тогда, когда Виталий приехал к нему в Америку и показал фотографии своей семьи в гробах.
«Никакого раскаяния, ничего не было, и это было видно, когда я к нему пришел и посмотрел ему в глаза. Он так себя вёл, будто мне делать нечего, а я к нему пришёл. Такое высокомерие, такое презрение было во взгляде – в фильме это не отражено»,– говорит Калоев.
Известно, что создатели фильма не связывались ни с самим Калоевым, ни с его родственниками и не просили никаких комментариев.
«Из Шварценеггера не сделать осетина»
Большинство кинокритиков солидарны с Виталием Калоевым в оценке фильма. Одни говорят, что роли героев будто не дописаны, другим не понравилась игра самого Шварценеггера, который на протяжении всего фильма ходит с одним и тем же выражением на каменном лице, третьи разочарованы финалом.
Абсолютно голливудская сцена, в которой месть накладывается на месть, многими экспертами трактована как совершенно лишний и чужеродный эпизод, пришитый к истории белыми нитками.
Синема-сообщество сравнило «Последствия» с подозрительно похожим документальным материалом National Geografic, вышедшем в 2011 году, и сравнение было в пользу последнего.
Известно, что в скором времени снимут еще один фильм – уже отечественного производства, – в котором события авиакатастрофы будут изложены гораздо ближе к истине, чем в голливудской ленте.
Правда в противовес
В апреле в книжных магазинах появится документальный роман «Столкновение». Автор книги - Ксения Каспари. Основа повествования – многочасовые беседы с Виталием Калоевым, который весьма неохотно общается с прессой.
Впервые на страницах книги он откровенно рассказал о том, как произошло убийство Питера Нильсена, планировалось ли оно или было случайным.
Смотрите также:
- Блудные сыновья. Истории бывших наркозависимых – на театральной сцене →
- Геннадий Хазанов: почему хорошие фильмы не доходят до зрителя →
- От чего мы пытаемся спрятаться в старых фильмах? →