«Не хотел, чтоб меня жалели». Виталий Калоев об экранизации личной трагедии

Лента «Последствия», основанная на реальных событиях авиакатастрофы над Боденским озером в 2002 году, вышла в российский прокат недавно. Главный герой, Роман Мельник, которого в фильме играет Арнольд Шварценеггер, теряет в авиакатастрофе жену и беременную дочь. Мужчина не может справиться с горем, находит диспетчера, который отказывается признать вину и принести извинения, и убивает его. После этого Мельника сажают в тюрьму, где он проводит 10 лет. 

   
   

STAV.AIF.RU рассказывает, почему фильм не оправдал ожиданий и даже разочаровал прототипа героя Виталия Калоева, а также что о ленте думают кинокритики.

Справка
В 2002 году в небе над Германией из-за ошибки диспетчера швейцарской фирмы Skyguide столкнулись российский лайнер «Ту-154» «Башкирских авиалиний» и грузовой «Боинг-757» компании DHL. На борту российского самолета погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. В числе погибших была супруга и двое детей Виталия Калоева. Сам он, согласно вердикту суда в Швейцарии, в 2004 году убил авиадиспетчера датчанина Петера Нильсена, считающегося главным виновником катастрофы. В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам заключения. В ноябре 2007 года решением суда он был освобожден досрочно и вернулся на родину.

Голливудские искажения 

Начать стоит с того, что фильм «Последствия», продюсером которого стал известный Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»), далек от документального кино. Факты трагедии, которую распознает в ленте любой, кто 15 лет назад слышал о столкновении в воздухе двух самолётов, конечно, искажены. Героя зовут не Виталий Калоев, а Роман Мельник, живет он в Америке, а не в Испании, и погибли у архитектора не жена с двумя детьми, а супруга и беременная дочь. 

По словам критиков, особенно неприятна сценарная гиперболизация числа жертв: вместо 71 погибшего зрителю сообщается о трёх сотнях, как будто 71 – недостаточно, чтобы выдавить слезы у купившего билет в кино.

Задевает русскоязычного зрителя и нестыковка с именем жены Мельника. Весь фильм он твердит о ней: «Алина!». А на могильном памятнике, где иногда ночует главный герой, выгравировано крупными буквами OLENA.

Линия же антагониста Мельника – авиадиспетчера Джейка – откровенный плод режиссерских фантазий, считают рецензенты. Мужчина якобы меняет имя, переезжает в другой штат, устраивается на работу в турфирму, разлучается с семьей, и всё это время обливается слезами, переживая трагедию. Питер Нильсен же, реальный прототип Джейка, просто перешел работать в другую авиакомпанию. 

Причем, переживают оба героя в фильме как бы на равных: безответственный диспетчер и тот, кто только что похоронил трех близких родственников. Вероятно, создатели ленты хотели «запараллелить» пересечение судеб обоих мужчин и пересечение воздушных коридоров, в результате которого погибли люди. И даже знаменитые 12 ножевых, которые Виталий Калоев нанёс виновнику авиакатастрофы, превратились в два аккуратных удара, нанесённых Мельником без особых эмоций.

   
   

Однако нескладность и ошибки «Последствий» можно объяснить тем, что Калоев был против съёмок фильма о своей трагедии и не давал согласия на экранизацию, а значит, не мог выступить консультантом и проконтролировать достоверность изложения своей истории.

Рецензия на самого себя 

Киноленту предваряет сообщение – «Основано на реальных событиях». Но прототип главного героя уверен: сама суть событий изменена до неузнаваемости.

«Даже не хочу говорить!» – сказал Виталий Калоев корреспонденту STAV.AIF.RU.

По его мнению, в фильме изменены обстоятельства трагедии, характеры героев и детали событий. А сам герой, Арнольд Шварценеггер, сыгравший Калоева, слишком натужно страдал и будто изо всех сел вызывал жалость к себе.

«С моей стороны этого не было, я не хочу, чтобы меня жалели. Я хотел, настаивал, чтобы разобрались и, если виноваты, диспетчер или кто-то еще, чтобы они ответили!» – пояснил Калоев.

Роль диспетчера осетинскому архитектору не понравилась не меньше своей. Калоев считает, что авторы ленты показали его, во-первых, невиновным, во-вторых, переживающим. А ведь работник авиакомпании, от которого зависили судьбы людей на обоих бортах, не извинился даже тогда, когда Виталий приехал к нему в Америку и показал фотографии своей семьи в гробах.

«Никакого раскаяния, ничего не было, и это было видно, когда я к нему пришел и посмотрел ему в глаза. Он так себя вёл, будто мне делать нечего, а я к нему пришёл. Такое высокомерие, такое презрение было во взгляде – в фильме это не отражено»,– говорит Калоев.

Известно, что создатели фильма не связывались ни с самим Калоевым, ни с его родственниками и не просили никаких комментариев.

«Из Шварценеггера не сделать осетина»

Большинство кинокритиков солидарны с Виталием Калоевым в оценке фильма. Одни говорят, что роли героев будто не дописаны, другим не понравилась игра самого Шварценеггера, который на протяжении всего фильма ходит с одним и тем же выражением на каменном лице, третьи разочарованы финалом.

Абсолютно голливудская сцена, в которой месть накладывается на месть, многими экспертами трактована как совершенно лишний и чужеродный эпизод, пришитый к истории белыми нитками.

«Они - другие люди. Они не могут сделать из Шварценеггера осетина по менталитету. И если Виталий искал справедливости и столкнулся с европейским безразличием, каким-то снобизмом по отношению к России. Если бы этого не произошло, забыли бы все про эту трагедию. Он своим поступком напомнил всему миру: «Ребята, это люди погибли, это разбитые семьи». Появилась реальная история из жизни, которая цепляет любого нормального человека. Конечно, американцы схватились за нее. Но сделали ее по-своему. Они имеют на это право», – рассказал член Союза кинематографистов России кинорежиссер Борис Кантемиров ГТРК «Алания».

Синема-сообщество сравнило «Последствия» с подозрительно похожим документальным материалом National Geografic, вышедшем в 2011 году, и сравнение было в пользу последнего.

Известно, что в скором времени снимут еще один фильм – уже отечественного производства, – в котором события авиакатастрофы будут изложены гораздо ближе к истине, чем в голливудской ленте.

Правда в противовес

В апреле в книжных магазинах появится документальный роман «Столкновение». Автор книги - Ксения Каспари. Основа повествования – многочасовые беседы с Виталием Калоевым, который весьма неохотно общается с прессой.

Впервые на страницах книги он откровенно рассказал о том, как произошло убийство Питера Нильсена, планировалось ли оно или было случайным.

Смотрите также: