«Не дать огрубеть сердцам». Зачем ставропольский священник ездит на СВО

Батюшка наставляет и помогает бойцам. © / Вячесла Бочаров / Из личного архива sculptordark

Протоиерей Вячеслав Бочаров прошёл первую чеченскую кампанию как солдат-срочник. Во время второй часто бывал в зоне боевых действий уже священнослужителем. И теперь регулярно ездит в воинские части, задействованные в специальной военной операции. За служение под обстрелами на днях он был награждён медалью ордена Даниила Московского. Зачем нужны бойцам духовные беседы и как помощь солдатам меняет людей на «гражданке», он рассказал в интервью «АиФ-СК».

   
   

Вкус домашней выпечки

Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: Ваше служение в зоне СВО связано с тем, что вы сами когда-то были участником боевых действий?

Вячеслав Бочаров: Возможно. Я хорошо помню момент, когда священник в Чечне привёз нам пирожки домашней выпечки. Не то чтобы мы ими наелись, нет.  Это был гостинец, который напомнил нам о доме.

Во время второй чеченской кампании я уже сам ездил как священник по подразделениям внутренних войск. Увидел, что необходим там, потому что духовные проблемы накапливаются, а если человек и до этого храм не посещал, то их ещё больше.

В начале СВО решил, что надо ехать. Первоначально окормлял казачьи и другие добровольческие батальоны - «БАРСы». Впоследствии я сопровождал митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, руководителя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами, в поездке в расположение 205-й бригады в зоне СВО, и после этого перешёл на окормление 49-й общевойсковой армии, штаб которой находится в Ставрополе, в качестве внештатного священника.

- Есть и штатные?

- Да, это капелланы, у которых подписан контракт с Минобороны в качестве гражданских служащих, помощников командира части по работе с верующими военнослужащими. Есть внештатные, которые приезжают в воинские части по договорённости.  Есть также священники - контрактники в составе добровольческих батальонов. Они числятся как повара, химики, находятся и в тылу, и на передовой. Есть также священники-волонтёры, которые навещают своих земляков.

   
   

- Что вы везёте обычно с собой, гостинцы?

- Гостинцы в обязательном порядке. Как-то привезли добровольцам печки-буржуйки, сало и около тысячи пирожков от жителей Андроповского района, где я тогда служил. Комбат распорядился пирожки отправить на передовую. Зима, мороз -12. Каждый командир подходит, забирает ящик. Комбат стоит и говорит: «А с чем пирожки?». Вот, говорю, с печенью, вот с домашним повидлом,  вот с капустой. И комбат автоматически потянулся к ним и не смог остановиться.

При этом сказать, что ребята не накормленные, нельзя. Бывают перебои с питанием при интенсивных боевых действиях, когда им продуктов не подкинешь. Но вкус домашней выпечки ничем не заменишь.

Сало везём каждый раз, потому что это незаменимый продукт. 200 грамм достаточно, чтобы продержаться сутки. В нём есть микроэлементы, которых в консервах нет. Плюс оно тает в желудке при температуре тела, организм не напрягается, чтобы разогреть и переварить его. Когда мороз и ветер, им можно помазать и губы, и всё, что выглядывает из-под балаклавы.

- Вещи тоже нужны там?

- Всем обеспечить ребят сложно. Носки, нижнее бельё в полевых условиях проще выкинуть, чем постирать. Везём всё, что вяжется нашими рукодельницами в тылу. Многие сейчас плетут маскировочные сети. В Курсавке при храме работает группа женщин. Я был инициатором этой работы, но, чтобы дождаться сети в своём храме, мне пришлось подождать очередь. Это сейчас очень востребованный товар. Раньше завешивали только боевые позиции, сейчас часто маскируют и транспорт.

Духовный мостик

- Видела сборы средств на снаряжение...

- Да, собираем и на элементы защиты. В августе знакомому бойцу в штурмовой батальон я отправил комплект на автомат: тепловизор, ночник, глушитель.

Большую помощь оказывают фермеры. В Андроповском округе я бы отметил Геннадия Сабынина, в Новоалександровском - Геннадия Гожа и семью Головач. Иван Головач, молодой лейтенант, погиб, выйдя на разведку, в первые месяцы спецоперации. Его брат-близнец продолжает служить, и семья помогает бойцам всем: и продуктами, и отравой для мышей, которых там развелось очень много, и соляркой. Они построили часовню на кладбище, где похоронен Иван, и теперь у жителей хутора появилось место, где можно помолиться.

В зону СВО батюшка ездить в полном обмундировании. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Вячеслав Бочаров

- Как меняются люди, которые собирают благотворительную помощь?

- Человек, готовый пожертвовать чем-то своим - временем, деньгами, - меняется духовно.

И это сильно скрепляет общество. Ни одним призывом такого эффекта не добьёшься. Образуется некий духовный мостик между тылом и фронтом.

Простой пример: детский сад «Чебурашка» в Новолександровске. Детки ещё писать не могут, но они солдатам ладошки свои отпечатали. А теперь представьте, что боец получает такое послание в землянке, под регулярными обстрелами.

- Церковь ведь против убийств, и священнослужители там без оружия. Как вы в целом относитесь к спецоперации? Мусульмане объясняют, что для них это - война с западной нечистью.

- Мы тоже много лет говорили о духовном растлении, которое пришло с Запада, но общество раньше это не воспринимало так остро, а сейчас увидело и содрогнулось. Ещё до СВО стало понятно, что за маской красивой западной жизни скрывается Сатана. Сначала мы смеялись над пропагандой нетрадиционных отношений, но сейчас они насильственно внедряют это в наше сознание. Призывы ввести санкции в отношении России звучали и до 2014 года, и именно за запрет пропаганды гомосексуализма.

Вытирал слёзы рукавом

- Читала, что с вами ездит батюшка-баянист. Тоже бойцы попросили?

- Он музыкант по первому образованию и сам предложил сыграть и спеть им. Помните, в фильме «В бой идут одни старики», главный герой говорит:  «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!».

Сначала он запел «Едут-едут по Берлину наши казаки», а потом - «В землянке». У меня от неё мурашки по коже пошли. Ведь это место рождения этой песни. Землянка. Днепр рядом. Ребята натыкаются на окопы 1943 года, находят немецкое и наше вооружение и даже останки советских военнослужащих.

В этот момент меня вызвал замкомандующего армии. Командиры часто нас расспрашивают, где какие настроения. Стоим, беседуем. Открывается дверь землянки, а оттуда выбегает мобилизованный солдат и вытирает рукавом бушлата слёзы. Взрослый 40-летний мужчина зарыдал, растроганный этой песней.

- Удаётся ли в таких условиях поговорить по душам?

- Многие озлобились. Тяжёлая фронтовая жизнь даёт о себе знать. Ты постоянно в напряжении: в блиндаже с одними и теми же людьми, в некомфортных условиях не видишь детей, жену. Задача священника не в том, чтобы готовить солдат к бою, для этого есть замполиты, командиры, психологи. Задача священника - не дать огрубеть на войне, духовно подготовить его к возвращению домой.

И я должен помочь наладить отношения в коллективе, напомнить, что нельзя материться, так как мат привлекает негатив. Тем более в блиндажах стоят иконы. Я видел в одной из землянок даже христианский храм, который создал протестант из Карачаево-Черкесии.

- О чём спрашивают, каких советов просят бойцы?

- О разном. Как наладить взаимоотношения в семье. У многих, кстати, отношения там появляются, и бойцы привозят к родителям новые семьи. Недавно приходили два друга исповедаться и причаститься перед венчанием. Один боец просил выйти на волонтёров, чтобы они помогли его больной маме. Ещё один просит найти без вести пропавшего брата. Там много семейных трагедий.

- Часто мы слышим о подвигах на войне. Солдаты жертвуют собой, прикрывая товарищей. Откуда такое самопожертвование? Притупляется страх смерти?

- Некое привыкание к боевой обстановке есть. Я сам себя и ребят за это ругаю, так как бдительность пропадает. Но главное - там образуется настоящее боевое братство, и люди готовы в огонь и в воду друг за друга пойти.

- Какие человеческие судьбы вас особенно поразили?

- У нас есть добровольцы, которые пришли вслед за сыновьями. За двумя ребятами пришёл пенсионер, майор. Они втроём живут в одном блиндаже. От командной должности он отказался, служит простым стрелком.

Сын тоже служит в зоне СВО. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Бочаров

Я его хорошо понимаю. Одна из причин моего служения - мои сыновья. Один  - священник по контракту в добровольческой бригаде, а второй - в Росгвардии в зоне СВО. К сыну-священнику не добирался - его бригада далеко. А ко второму заезжал, гостинцы завозил.

Три вопроса о Рождестве

- До 7 января идёт Рождественский пост, как правильно его держать?

- Пост - это время самодисциплины. Мало заставить себя есть постную пищу  и отказаться от продуктов животного происхождения. Даже если что-то постное ты любишь, надо это исключить. Следует ограничивать себя и в количестве питания. Также меньше смотреть телевизор, сидеть в Интернете, отказаться от сплетен. Строже следить за своими поступками и словами.

Можно заняться благотворительностью.

- Зачем в пост исповедоваться и причащаться?

 - Пост без причастия - это диета. Причащаясь, ты духовно укрепляешься, Господь даёт силы на оставшееся время поста. Перед причастием надо исповедаться. Исповедь, на мой взгляд, самое важное из семи таинств Церкви. Она начинается накануне беседы со священником, когда ты сидишь и анализируешь: вот я тут поступил плохо, тут хорошо, а тут - спорный вопрос.

Священник не отпускает грехи, он лишь свидетель, что человек пришёл и исповедовался.

- Как отметить Рождество?

- Ночью обязательно побывать на богослужении, исповедаться и причаститься, поблагодарив за пост, который ты перенёс, и взяв благословение на дальнейшие дела.

Потом отдохнуть, а день посвятить семье, близким, людям, которые когда-то тебе помогли, пригласить их в гости, поздравить с Рождеством.