В Ессентукском Терском казачьем конном клубе всегда людно – желающих позаниматься с лошадками хватает. Дети и подростки приходят осваивать «конную» науку в полном объёме – не только навыки джигитовки, но и то, как правильно помыть, расчесать, надеть сбрую.
С недавних пор на базе клуба действует Центр реабилитации Пятигорской и Черкесской епархии, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Отец Сергий Тростинский – инструктор-реабилитолог Национальной Федерации лечебной верховой езды и конного спорта для инвалидов.
В одном ритме
Пока готовят к занятиям красавца Бурана, отец Сергий успевает рассказать, как сдавал экзамены в Москве, как поначалу удивлялись в Федерации – надо же, священник учится на инструктора-реабилитолога. Отец Сергий старался всё до тонкостей, до мельчайших нюансов постичь.
«Надо понимать, что нужно конкретному ребёнку. Быть и доктором, и наставником, и психологом. Главное – не навредить. В священники пошёл, чтобы лечить души, церковь ведь словом Божьим врачует, в реабилитологи – ради больных мальчишек и девчонок. Верховая езда помогает детям с ДЦП, аутизмом, при других заболеваниях», – говорит отец Сергий.
Центр реабилитации по благословению Владыки Феофилакта, архиепископа Пятигорской и Черкесской епархии, открыли в конце 2016 года. Сразу набралась группа из 25 детей. Приезжают и катаются с удовольствием, занятия бесплатные. На конюшне Терского клуба – 20 лошадей разных пород. Рядом с ними – три специальные, «лечебные» – Буран, Певец и Эпилона. Все – терской породы. Она, по мнению отца Сергия, лучше всего подходит для лечебной верховой езды. Спокойные кони, верные, не пугливые, выносливые.
«Сбалансированная порода. Нужны специально подготовленные. Они должны уметь в определённом ритме «катать» детей. Лошадь повторяет движения – вперёд-назад, вправо-влево, вверх-вниз. Мозг ребёнка этот биомеханический процесс запоминает», – говорит священник.
Подход у батюшки индивидуальный к каждому – расспросит о делах, заметит малейшую смену настроения. Как переносит упражнения – не тяжело ли? Здоровые взрослые говорят, что после одной конной прогулки все мышцы болят, как через мясорубку прокрутили, а тут больные дети.
«Как можно бережнее и аккуратнее – не навредить»,– повторяет наставник.
Главное – верить
Нагрузку важно распределить – и для деток, и для лошадок. Тем временем подводят Бурана – под уздцы его держит сын батюшки Кирилл. Первым на коня садится отец Сергий, к нему подсаживают Пашу. Серьёзный и рассудительный паренёк в Центре уже в пятый раз.
«Ему очень нравится, просится сюда, - рассказывает мама Эльза. – Батюшка всегда тепло встречает нас. Пока одному Паше садиться на лошадь нельзя, но к лету мышцы окрепнут».
Умение ездить на лошади позволит твёрже стоять на ногах.
Эльза сокрушается, что добираться из станицы Суворовской очень неудобно, но всё перекрывает радость сына и вера в то, что занятия помогут. Паша с наставником возвращаются с очередного круга. На очереди Владик – бойкий мальчишка поедет сам, наставник рядом ведёт Бурана.
«Ходим с самого открытия Центра, - говорит мама Елена Шанкова. – У сына – родовая травма позвоночника, задержка речевого развития. Используем любую возможность, чтобы добиться результата. В Ессентуки переехали из Моздока из-за обучения – здесь Владик ходит в коррекционный класс, ещё в воскресную школу при храме и английскую. У него большой круг общения. В Моздоке же предлагали только домашнее обучение или интернат. Занятия иппотерапией нам остеопат рекомендовал. Как только узнали об открытии Центра, сразу пришли к отцу Сергию. Спасибо огромное, что сделали это большое дело!»