В прошлом году в маленьком сухопутном Светлограде появился памятник морякам. Теперь к нему приносят цветы, а в День Военно-Морского Флота собираются ребята, служившие в морфлоте, их родственники и друзья. Но мало кто знает о человеке, которого смело можно назвать главным моряком всего Петровского городского округа.
Получились три моряка
Это история о том, как в обычной, можно сказать, крестьянской семье вырос контр-адмирал. О жизни и судьбе Николая Николаевича Жуковского stav.aif.ru рассказал его брат.
«Он долго был засекречен, - говорит Дмитрий Жуковский, - поэтому почти нет фотографий, мало информации о службе. Николай умер в 2020 году, ему было 72 года. Рассекретили его относительно недавно. Теперь уже что-то можно рассказать».
Будущий контр-адмирал родился в селе Петровском (так раньше назывался Светлоград) в 1948 году. У Николая Михайловича и Надежды Константиновны Жуковских трое сыновей. Николай - старший, следом за ним шли Дмитрий и Виктор. Отец, который во время войны был танкистом, не раз говорил: «Вот вырастут дети, и будет у нас, как в песне, три танкиста».
«А получились три моряка, - смеётся Дмитрий Николаевич. - Коля служил на Балтийском флоте, я - подводник, Витя тоже почти моряк - в морской авиации. Конечно, дальше всех Николай шагнул: контр-адмирал, заместитель командующего Северным флотом».
А сначала хотел летать
Вопреки планам отца Коля мечтал быть лётчиком. Он даже поступил в лётное военное училище.
«Экзамены-то сдал, - вспоминает Дмитрий Николаевич, - и сдал прекрасно, да только в кабину самолёта втиснуться не смог: шутка ли, рост под два метра».
Терять такой кадр Родина не захотела, и Николаю предложили пойти в морфлот. В 1966 году он поступил в Нахимовское училище. Не так уж много известно о его учёбе и дальнейшей работе. Конечно, он периодически приезжал домой, родные расспрашивали, но отвечал Николай скупо: «Тайна».
«Знаем, что ещё во время учёбы он был в Сирии, - говорит Дмитрий Жуковский. - Но без подробностей».
В учётной карточке члена КПСС Н. Н. Жуковского записано: «Участвовал в интернациональной помощи Сирии 1967 года». В 1988 году «за мужество и воинскую доблесть» Николаю Жуковскому лично Михаил Горбачёв вручил грамоту Президиума Верховного Совета СССР.
Известно, что из Нахимовки Коля вышел лейтенантом. Дмитрий Николаевич вспоминает, что сначала брат жил в Калининграде, служил на Балтийском флоте, позже был переведён в Видяево и спустя время возглавил часть. Когда решил поступить в Ленинградскую военно-морскую академию, то вступительные экзамены сдал лучше всех. После учёбы получил назначение на должность начальника 6-го управления Северного флота.
«С непунктуальными не работаю»
По воспоминаниям брата, Николай всегда был очень скромен.
«В 1991 году я приезжал к нему, - рассказывает Дмитрий Жуковский. - Всё как положено: оформили пропуск, проводили. Я вошёл в комнату и обомлел: почти пусто, кровать стоит на стопках книг. Он был честным человеком, поэтому за время службы ничего сверх положенного государством не нажил.
Последние годы жизни Николай Жуковский провёл в Абинске. После того как уволился в запас, ему предлагали возглавить местную администрацию.
«Пригласили к 8:00, - говорит брат, - он пришёл к 7:30, заранее. Подождал до восьми - никого. Подождал ещё немного - и ушёл. Когда потом ему позвонили, ответил коротко: «Извините, но с непунктуальными людьми не работаю».
До сих пор непонятно, почему он уволился. Наверняка мог пойти ещё дальше - стать вице-адмиралом. Дмитрий Жуковский вспоминает одну из последних бесед Николая с матерью.
«Это был 1996 год. На вопрос, зачем он уходит, Коля сказал: «Кому служить, мама?»
Николай Николаевич похоронен на родной земле, перед смертью он попросил перевезти его тело в Светлоград.