Перепутали пробирки при ЭКО. Ставропольчанка родила ребенка от чужого мужа

Елена с мужем много лет мечтали стать родителями. © / НТВ / Кадр из видео

Резонансное дело о подмене спермы во время процедуры ЭКО в краевом перинатальном центре прекратили. Врач, допустивший ошибку, известен. Но наказать его не могут, потому что подходящей статьи нет в УК РФ. Как часто такие ошибки бывают и с кого спрашивать за чужие гены, выяснял «АиФ-СК».

   
   

Обвинили в измене

Елена и Александр, историю которых изложили в «КП-Ставрополь», долгое время мечтали стать родителями. В 2021 году сдали биологический материал и прошли процедуру подсадки эмбриона с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в перинатальном центре.

На 38 неделе в кисловодском межрайонном роддоме на свет появилась их дочь Полина. Девочка родилась с синдромом Дауна и другой группой крови. Причём за время беременности родители сделали больше 30 УЗИ. Но ни скрининги, ни исследования не показывали никаких аномалий развития плода.

Новость о генетическом заболевании долгожданного ребёнка супруги перенесли стойко.

Смутила группа крови: такой не было ни у кого из родителей. Тогда Елена и Александр сдали генетический тест и выяснили, что  Елена – биологическая мать Полины, а Александр не имеет отношения к ребёнку.

Однако сотрудники перинатального центра вины не признали и заявили, что бесплодная женщина забеременела «на стороне».

Не тот эмбрион

Шокированные супруги попытались призвать медиков  к ответу. Они писали жалобы и обращения во все инстанции, но получали лишь отписки и переводы в региональные ведомства.

   
   

Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда родители стали героями программы на федеральном телеканале. Ситуацию с подменой биологического материала для процедуры ЭКО на контроль взяли правоохранители. Они усмотрели признаки халатности, нашли врача-эмбриолога, виновного в подмене спермы и возбудили уголовное дело. Даже нашли биологического отца девочки. Мужчина с женой в тот же день были на ЭКО.

Год спустя расследование повисло в воздухе и дело прекратили. По словам адвоката семьи Григория Акопова, в постановлении указано, что врач не должностное лицо и не может быть субъектом уголовного преступления. При этом признаки халатности подтверждены. Супруги намерены обжаловать решение.

В России подобные случаи уже были. В 2018 году жительница Челябинской области выяснила, что её младенец, зачатый с помощью ЭКО, не был генетическим родственником ни ей, ни мужу. Перинатальный центр провёл своё расследование и вынес вердикт, что подменили не ребёнка в роддоме, а эмбриона при подсадке. Уголовного дела также не было. Женщина получила компенсацию в 4 млн рублей от областного минздрава и начала искать ту, кому, вероятно, могли подсадить её ребёнка.

Бесплодных мужчин всё больше

Процедура экстракорпорального оплодотворения назначается строго по показаниям, когда многолетние попытки стать родителями ни к чему не привели. Иногда используют донорский материал или привлекают к вынашиванию суррогатную мать, если у женщины нет детородных органов.

Как рассказал «АиФ-СК» врач-гинеколог-репродуктолог Павел Шматко, ЭКО безболезненно и безопасно, если соблюдаются все необходимые условия. Разговоры о том, что процедура провоцирует у женщин онкологические заболевания – домыслы.

В России её проводят бесплатно по полису ОМС, если женщина год или два безрезультатно обследуется, лечится и проходит по показаниям, которые в последние годы расширили. Спрос на оплодотворение в пробирке тоже заметно вырос.

«Мужское бесплодие превалирует. В моей практике таких случаев до 70%. Чаще всего мы прибегаем к ЭКО-ИКСИ, когда не просто соединяем материалы в пробирке, а ищем самый лучший сперматозоид и насильно внедряем его яйцеклетку», – поделился он.

Ещё появилась возможность перед переносом эмбрионов проводить генетическую диагностику, но не для каждого эмбриона. По полису она доступна лишь тем женщинам, которые имеют детей с аномалиями развития. Для остальных это дополнительная услуга, как и определение пола.

«Репродуктолог берёт половые клетки и передаёт материал эмбриологу. Он in vitro проводит оплодотворение и в специальной среде пробирки выращивает эмбриона. Затем врач гинеколог-репродуктолог переносит его в полость матки, – объясняет врач. – Проверить, что даёт коллега во время процедуры, нет возможности».

Медик считает, что к подмене биоматериала в истории Елены и Александра привёл человеческий фактор. Случиться это могло, к примеру, во время выращивания эмбриона. Однако последовательность действий врача при ЭКО строго регламентирована и какие-либо риски, теоретически, должны быть исключены.

«Ни один врач сознательно не пойдёт на такую подмену. Во-первых, с этим придется жить, во-вторых, подмену легко доказать генетическим тестом и тогда у врача будут не только репутационные неприятности, – говорит Павел Шматко. – Зная, какое ответственное и строгое отношение в центре, насколько там всё стерильно, могу предположить, что тогда произошла какая-то экстренная ситуация или случился форс-мажор».


Комментарий

Адвокат Игорь Усков:

«Уголовной ответственности не будет – нет состава преступления. Для того чтобы привлечь врача, он должен был оказать некачественную медицинскую помощь, которая бы привела к вреду здоровья матери. Или подменить ребёнка. Но это относится к ужё рождённому ребёнку, а к эмбрионам не применяется.

За халатность можно привлечь госслужащих: чиновников, государственных муниципальных служащих и проч. Обычный врач, в отличие от них, не обладает распорядительными функциями. Он просто осуществляет медицинскую деятельность и не может быть объектом такой ответственности.

Родители могут лишь потребовать, чтобы медицинская организация возместила моральный ущерб в гражданском процессе».