Обыкновенный фашизм
Елена Евдокимова, «АиФ-СК»: Алан Валерьевич, установка памятника Мамсурову на фоне попыток перекроить историю – факт уникальный...
Алан Мамиев: В год 70-летия Победы испанцы показали, насколько крепка их историческая память и уважение к героям, которые сражались с фашизмом на их родной земле. Приход к власти фашистов в Испании привёл к гражданской войне, и советские патриоты бросились на помощь испанским коммунистам. Как пелось в знаменитой песне: «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…» Гитлеровцы уничтожили миллионы людей. Украина, кстати, как и многие другие страны, пострадала от фашизма. Но демонстративно отказывается это признавать.
– Сейчас на востоке Украины объявили перемирие. Как думаете, станет оно началом мирного процесса?
– Это не первое перемирие. Я был добровольцем в батальоне «Восток». Ни разу подобные договорённости не выполнялись.
– Почему поехали в Новороссию?
– Первые добровольцы из Осетии появились там в мае, я – в середине июня приехал. Не думал, что надолго, но пробыл до конца декабря. Сложно уехать, когда твои товарищи остаются. Боевое братство – это не просто слова.
Почему поехал? Оба моих деда воевали с фашизмом. Виктор Александрович Рамонов ушёл на фронт в 18 лет в самом начале войны, был разведчиком, дошёл до Берлина. Иван Угалукович Мамиев воевал с 1941-го в артиллерии, закончил войну в Венгрии, в Будапеште. Он умер задолго до моего рождения, в начале 50-х, от последствий тяжёлых боевых ранений. А вот с другим моим дедом мне посчастливилось много общаться. О фронтовых годах он говорил скупо – без героических описаний.
Ветераны, как я помню, не любили рассказывать о войне и фильмы о ней не любили – те, где много батальных сцен. «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова, в котором не звучит ни одного выстрела, говорит о войне гораздо больше. Ещё дед любил картину Алексея Германа «20 дней без войны» – о настоящих человеческих чувствах, о том, что тревожит людей во все времена. Дед говорил: на фронте тяжело, но привыкаешь. Я понял, насколько он прав, когда сам попал на войну. Кино и реальность – вещи совершенно разные. И ещё я понял, что война, в которой мои деды сражались с фашизмом, не закончена. Нацизм до конца не уничтожен, и это реальная угроза всему человечеству.
– Сегодня на Донбассе счёт погибшим идёт на тысячи…
– Маховик раскручивается по новой. На самом деле мы видим «выход в свет» нацистского интернационала. Многие нашли пристанище в Америке, куда их вывозили, укрывая от трибунала. Фашизм ушёл в подполье, благо финансово отлично обеспечен: золотые запасы, произведения искусства – то, что было награблено на занятых территориях, где оно? И нашу знаменитую «Янтарную комнату» так и не нашли. Сегодня мы видим, как неофашисты в разных странах начинают проявлять себя.
Бандеровцы и русские националисты, это, собственно, «птицы» одного гнезда. Во Франции «правые» очень популярны, на арену сначала выступают умеренные лидеры, мягкие, даже интеллигентные, но позже они, как правило, уступают радикалам.
Куда качнётся маятник?
– Время от времени звучат опасения, что украинские события могут перекинуться на Кавказ…
– Против России в целом ведётся информационная война, создаётся образ врага демократии. На Кавказе же много социальных проблем, атмосфера недовольства, в первую очередь – властью. Кумовство, взятки…
Радикалы ждут. Для них каждый промах, каждое необдуманное действие власти – повод раздуть социальное недовольство.
– Как этого не допустить?
– Определиться для начала, чего мы хотим, какие у нас цели? Много говорят об экономике, но наша настоящая беда – отсутствие идеологии. Советскую разрушили, к западной не примкнули – оказалось, не наше это всё: однополые браки, ювенальная юстиция, гей-парады…
Сидим на трубе и проедаем деньги от продаж ресурсов. Внутреннее производство развивается слабо, надежда на кризис и санкции – может, это даст толчок? Но очень многое утрачено без возврата. После 1917-го была «дырка» года в два, но вузы работали, специалистов готовили, производство развивали. Сталин смог мобилизовать население. Стратегия была, идеология, патриотизм. Помните выражение «Я научу тебя Родину любить»? И ведь учили! Сегодня проблемы с символикой, с песнями и кино, воспитывающими патриотизм. Без любви к Родине человек не готов за неё умирать.
Ситуация у нас на Кавказе и в России в целом, как маятник – куда качнёт. Пока спецслужбы справляются. Но без идеологического наполнения всякое возможно. Нужно с людьми говорить, слушать и слышать, вести диалог. У нас – с двух сторон война, Украина и Ближний Восток. Возвращаются люди с боевым опытом, в Россию уходит оружие – как и сколько, об этом мы узнаем позже. Огромное число беженцев – где гарантии, что среди них нет агентов СБУ и бандеровцев? Радикальное подполье у нас на Кавказе есть, и регион – одна из горячих точек. Что делать? Учиться любить Родину и миром дорожить.
Смотрите также:
- Умар Яричев: "Оставаться в стороне от судьбы своего народа поэту не дано" →
- Скульптор из КЧР: «События на Украине – это всё «отморозки» от политики» →
- Российский народ объединяет война и олимпиада - А. Бекичев →