Новое противолавинное устройство может заменить традиционные галереи на высокогорной автодороге. Стоит оно дешевле, а служить должно дольше. Но чиновников эти преимущества не очень впечатляют. Практического воплощения проект пока не получил.
Снег – по трубам
Авторы утверждают, что аналогов новому устройству нет ни в России, ни за рубежом. Недавно разработка получила грант молодёжного научно-инновационного конкурса. Проект представил пятикурсник Северо-Кавказского горно-металлургического института Руслан Кортиев. К группе учёных, занимающихся противолавинными устройствами, он присоединился три года назад.
«Арочная галерея, которую сегодня используют для того чтобы остановить лавину над открытым участком трассы, стоит до 400 тысяч рублей за погонный метр. Срок службы – 30 лет. Наше противолавинное устройство в четыре раза дешевле и на 10-20 лет долговечнее, - уверяет Руслан. – Сходящая по склону лавина попадает в аккумулирующую выемку. Срабатывает датчик веса и начинает работать система обогрева. Снег тает и уходит по трубам».
Экономия не нужна?
Безопасность Транскама – проблема серьёзная. Ежегодно во время снегопадов дорогу приходится перекрывать из-за лавинной опасности.
Защитные сооружения, действующие сегодня на дороге жизни (как называют Транскам), строились многие десятилетия назад. Некоторые железобетонные конструкции от лавинных ударов уже разрушились, требуют замены. Почему бы не попробовать в деле новые устройства?
«По указанию председателя правительства Южной Осетии мы специально разработали проект строительства нового лавинозащитного сооружения вместо одной из разрушившихся галерей со стороны Южной Осетии, - рассказывает профессор. – Всё всем понравилось, но реализацию отложили на год. Потом ещё на год. Никаких обнадёживающих новостей пока нет».
Большие надежды разработчики связывают с развитием туристической инфраструктуры на Северном Кавказе. Но и здесь первые попытки сотрудничества успехом пока не увенчались.
«В республике сейчас развивают курорт Мамисон. На дороге есть лавиноопасные участки. Мы предложили использовать нашу модель. По предварительным прикидкам, это обошлось бы в 21 млн рублей. Но предпочтение почему-то отдали проекту стоимостью 74 млн. рублей», - сокрушается Кортиев.
Впрочем, маленький шажок в плоскость практического применения научной разработки уже сделан. Полученный грант поможет построить модель противолавинного устройства высотой в несколько метров и провести испытания, которые, по замыслу разработчиков, должны подтвердить преимущества нового оборудования.
Смотрите также:
- Планы строительства автотрасс на Ставрополье →
- Транспортная столица округа будет в крае →
- Зачем нужна агломерация? →