Бегут от безденежья?
Самый большой отток населения, причём прежде всего славянского, – из депрессивных восточных территорий края. Ставропольстат фиксирует: за первое полугодие 334 человека покинули Нефтекумский район, 200 – Будённовск, 159 – Благодарненский район и 111 – Степновский. Впрочем, отток идёт и из центральных районов, где экономика, на первый взгляд, покрепче, нежели на востоке. Тем не менее многие бегут из Изобильненского, Кочубеевского, Александровского районов.
Отчего же люди срываются с насиженных мест? Если в 90-е Ставрополье покидали в основном из-за близости к мятежной тогда Чечне, сейчас в качестве главной причины эксперты называют слабую экономику и низкий уровень жизни. Увы, по последнему показателю край занимает лишь 31-е место в стране…
Красноречивы и другие данные Ставропольстата. Индекс промышленного производства за последние 6 месяцев снизился и составил 99% к аналогичному периоду прошлого года. А поскольку более половины населения даже в нашем аграрном крае проживает в городах, понятно, что и небольшой промышленный спад больно бьёт по кошелькам тружеников.
К тому же на фоне не слишком высокой официальной безработицы заработки явно оставляют желать лучшего. Средний оклад по краю – всего 21037 руб.
Не надо забывать, что цифра выведена с учётом высоких окладов федеральных и региональных чиновников, которых на Ставрополье немало. Жалованье же простого работяги часто не превышает 15 тыс. руб.
Среди минусов региона – и довольно высокие, особенно в сравнении с соседними северокавказскими республиками, коммунальные тарифы. И вода, и свет, и газ, и тепло у нас дороже.
Страшновато…
При всех стараниях правоохранителей пока в регионе не всё гладко с обеспечением безопасности. По данным начальника ГУ МВД по Ставрополью Александра ОЛДАКА, за последние полгода уровень преступности в крае в целом снизился на 5%. А вот показатели по уличному криминалу, несмотря на выросшую активность казачьих дружин, увы, выросли. В немалой степени за счёт приезжих из соседних кавказских республик. Ставрополь – студенческая столица округа, молодёжи из соседних северокавказских республик в наших вузах едва ли не больше, нежели коренных жителей. Вот и вспыхивают время от времени межэтнические конфликты. Один только пример: два года назад в одном из невинномысских кафе приезжие из Чечни убили молодого казака…
Многих такая ситуация отпугивает. Неудивительно, что специально отстроенный на окраине краевой столицы военный городок для отставников – комплекс из нескольких многоэтажек – почти пуст. Офицеры с семьями предпочитают селиться в более спокойных и благополучных регионах.
Типичная ситуация – отъезд амбициозной молодёжи, которая, достигнув определённых высот, не видит для себя возможностей для дальнейшей самореализации на малой родине.
Весной этого года Ставрополь неожиданно покинул главный редактор одного из местных телеканалов Максим Гревцев. Выбор Максима многих удивил: он переехал не в одну из двух столиц, а в… Калининград.
Своё решение молодой человек объяснил просто: дескать, в творческой карьере в Ставрополе достиг потолка. В Калининграде же оказался потому, что туда давно звали друзья. Гревцев поменял не только место жительства, но и специальность.
Сёла пустеют
А что же ставропольская глубинка? У селян причин для отъезда ещё больше, чем у горожан.
– У меня большое хозяйство, которое даёт какую-никакую копейку, зачем куда-то ехать? А вот дочь уехала из края сразу после окончания школы, поступила в вуз в средней полосе России, – рассказывает многодетная мама из села Ростовановского Наталья Тульская. – Я не хочу, чтобы она возвращалась. Работы у нас почти нет, а жить одним натуральным хозяйством тяжело.
Но чаще всего в ставропольской глубинке можно увидеть другую картину – жёны с детьми дома, на хозяйстве, а мужья – на заработках в других регионах.
– Мужа почти не вижу, – жалуется Ирина Соколова из Александровского района. – Сейчас он работает на стройке в Москве, а до этого трудился в Сочи. А что делать? Попробовал поработать в родном селе. На одном предприятии зарплату сильно задерживали, на другом – платили такие деньги, на которые не прожить. Вот и пришлось ему ехать в столицу.
Ещё одна причина – ликвидация малокомплектных школ. Несколько лет назад мы писали о хуторе Садовом, в котором закрыли такое вот учебное заведение. Народ после этого стал уезжать…
И всё же патриотов родного края больше, чем принято считать. Это, в первую очередь, казаки.
– В своём районе, который не считается экономически развитым, я чувствую себя вполне комфортно, – говорит Александр Перепелицын, атаман из Левокумского района. – Главное – найти дело, которое тебя прокормит. Для меня им стало фермерство. Выращиваю зерно, занимаюсь животноводством. Сейчас прибыль стало давать свиноводство. Мясо у нас закупают хорошо, потому что поставки свинины из Украины прекратились.
Точка зрения
Дмитрий Стригунов, атаман Cтавропольского казачьего войска:
– Ни один человек из нашей казачьей организации в последние годы не покинул край. Да, люди ездили и продолжают ездить на заработки на север зарабатывать вахтовым методом, потому что прокормить семьи на наши зарплаты трудно. Впрочем, в последние годы это происходит реже, потому что нашей организации удалось договориться с некоторыми крупными промышленными предприятиями о трудоустройстве юных казаков, окончивших вузы. Больше стало работы на земле. Коегде в районах местные власти навели порядок с земельными паями, хищнически захваченными несколько лет назад бизнесменами из соседних республик, и там появились новые казачьи хозяйства.
Улучшилась ситуация с безопасностью. Не могу не отметить роль казаков, которые вместе с полицией всё активнее патрулируют улицы, следят за общественным порядком. В общем, я – оптимист и верю в процветание своего родного края.
Позиция
Сергей Шевелёв, депутат Ставропольской краевой Думы:
– У меня есть немало знакомых, дети которых, молодые специалисты, покинули наш край изза того, что не смогли найти здесь себе работу с достойной зарплатой. Например, дочь моего друга, врач по профессии, перебралась в Петербург. Подумывает о переезде и моя дочь, юрист. Представителям этой профессии, в особенности неопытным, трудоустроиться в провинции непросто. Сказываются перекосы в профориентации последних лет, когда юристов выпускали из вузов «пачками». Да и запросы у современной молодёжи не в пример выше, чем, скажем, у моего поколения. В Ставрополе есть где работать, но вакансии в основном непрестижные, по рабочим специальностям. А многим юным хочется работать в офисе.
Смотрите также:
- Георгий Малиев: «Негативное отношение к кавказцам – только в России» →
- «Турпоток вырос в разы». Чечня может стать второй Малайзией? →
- Итоги переписи на Ставрополье. Не учтены сектанты и богачи →