За помощь – смерть
Помочь советскому солдату на оккупированной фашистами территории – все равно что подписать себе и своей семье смертный приговор. Это знали все в маленькой белорусской деревне Ананичи, что в Могилевской области. Но все равно спасали, помогали, кормили, укрывали…
«Моя мама и бабушка приютили тяжелораненого солдата. Они прекрасно понимали, что за такие вещи им грозило прилюдное повешение, но абсолютно осознанно пошли на этот шаг. В деревне говорили, что этого раненого привел «нерусский командир». Только потом, спустя годы, я узнал, что этим «нерусским командиром» был Герой Советского Союза Осман Касаев. Солдат прожил у нас на чердаке больше года и стал разведчиком для партизан. А потом кто-то все-таки сдал его, и фашисты поспешили в наш дом...» – вспоминает Олег Петров.
Советский солдат успел уйти. Но немцы заметили в избе годовалого пацанёнка. Белокурый, голубоглазый, излучающий здоровье мальчик вполне подходил под программу по онемечиванию славян. Тысячи малышей по всей стране забирали у родителей и увозили в Германию, чтобы сделать из них настоящих арийцев, стерев из памяти всё лишнее. Такая же участь ждала и маленького Олега.
«Меня вместе с матерью отвезли в ближайший концлагерь и определили в огромный барак, устланный соломой, для дальнейшей транспортировки в Германию», – вспоминает Олег Николаевич.
В день отправки, когда пленных погрузили в вагоны, неожиданно появились партизаны, разгромили немецкие войска и освободили местное население. Это были партизанские отряды – 126-й и 121-й. Последним командовал легендарный Осман Касаев, уроженец КЧР.
Мишка из Милятич
Агентская сеть, помогающая партизанам контролировать значительную часть Могилевской области, в основном состояла из подростков. Одним из связных был 14-летний Мишка из Милятич. Сейчас ему уже девятый десяток лет, грудь увешана наградами и почетными знаками.
«В мою основную задачу входила передача информации. К примеру, приносили мне ночью пакет, который нужно было доставить в штаб – а это 3 км от нашей деревни – я брал пакет и незамедлительно относил его в условленное место. Еще я отслеживал и передавал информацию, которая была важна для партизан: – когда приходят поезда, что привозят, кто куда передвигается. Связным я был до 1943 года. А потом ушел в действующий партизанский отряд под номером 126», – рассказывает Михаил Шинкарев.
Именно этот отряд вместе с 121-м отрядом Османа Касаева освобождал узников концлагеря, в числе которых был и маленький Олег Петров.
Горсть родной земли
Война закончилась. Вернулся к мирной жизни и Михаил Миронович. Почти случайно попал в пожарную охрану. По распределению оказался на Кавказе, где окончательно обосновался, создал семью и встретил старость.
Волею судеб на Кавказе оказался и Олег Петров.
«Моя мама по профессии фельдшер, и ей было поручено выхаживать одну- единственную в деревне лошадь. Больная лошадь, к сожалению, сдохла, и маме посоветовали «тикать» из деревни, пока местные власти не припомнили ей помимо лошади еще и пребывание в концлагере. Она спешно собрала нас и практически сбежала к родне мужа в Краснодарский край, в поселок Курджиново, который спустя время отошел к Карачаево-Черкесии», – вспоминает Олег Николаевич.
Олег Петров вырос, выучился и стал водителем «скорой помощи». И вот спустя почти 60 лет он впервые отправился в Белоруссию. Отыскал свою деревню, хату, нашел свидетелей того непростого времени. Много всего узнал Олег Николаевич от односельчан. И выяснил, что в Карачаево-Черкесии живет его земляк – тот самый Мишка из Милятич. Разыскать его Олегу Петрову помогла руководитель поискового отряда «Подвиг» Зоя Псху. И они встретились – узник концлагеря и его освободитель. Место встречи – у памятника Касаеву в Черкесске.
Смотришь на Михаила Мироновича и понимаешь: наши ветераны – люди особенные. 87 лет, а взгляд живой, веселый. Рядом с ним жена – Нина Никитишна. Три года назад в окружении детей и внуков они отметили золотую свадьбу.
Так и дружат они теперь – два уроженца Белоруссии Олег Николаевич и Михаил Миронович, волею судеб попавшие на Кавказ. В подарок из родных мест Олег Петров привез горсть родной земли и ровно половину отсыпал и передал Михаилу Мироновичу как весточку с родины.
«Перезваниваемся мы часто. Когда есть возможность – встречаемся. Если бы не он, из меня сделали бы немца», – говорит Олег Николаевич.
Оба сегодня активно участвуют в воспитании подрастающего поколения. Рассказывают школьникам о том, что пережили на своем пути, об отважных героях, для которых чувство долга было превыше всего. Такие истории полезны не только детям…
Смотрите также:
- Неизвестные судьбы. Как режиссер из Осетии возвращает имена погибших солдат →
- В Ставрополе отметили 90-летие со дня рождения поэта Игоря Романова →
- Алий Хубиев: «Патриотизм навязать невозможно – только воспитать» →