Погодный аэроколлапс
Последние дни 1961 года в аэропортах Кавказского региона проходили напряжённо. Из-за плохих погодных условий десятки рейсов были отменены. Самолёт Ил-18, который выполнял рейс по маршруту «Москва – Ереван», вылетел из Внуково, но аэропорт в финальной точке планируемого маршрута в Ереване не давал посадку. Садиться пришлось в Тбилиси, где к вечеру 31 декабря был пассажирский аншлаг: там скопилось больше 500 человек. Многие из них, оценивая непредсказуемость погодной ситуации, в итоге принимали решение добираться автобусами и поездами.
Минераловодский аэропорт открыли вечером 31 декабря. Узнав об этом, тбилисские специалисты связались с ереванскими авиаторами и попросили у них предоставить два самолёта, которые как раз находились в Тбилиси, чтобы отправить пассажиров и разгрузить грузинский аэровокзал.
Руководство ответило отказом, однако узнав, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, было вынуждено согласиться с таким предложением, выделили на временное использование два Ил-18. Тот из них, полёт которого завершился трагедией, был совсем новый – судно выпустили с завода в июне того же года.
Паника
Реакция пассажиров на новость о двух рейсах была бурной: люди начали бегом занимать места, набиваться в салоны, боясь не успеть и в итоге остаться на Новый год в зале аэропорта.
Ажиотаж походил на панику, в условиях которой невозможен стал даже контроль билетов. Даже трап работники аэропорта убирали вместе со стоящими там людьми. Два члена экипажа, которые из-за пассажирского потока не смогли пройти на борт, вынуждены были забираться в самолёт по откидной лестнице. В воздух самолёт поднялся с ощутимым перегрузом: полетели 110 человек, тогда как предельная способность судна была рассчитана на 84 человека.
Роковой круг
Ил-18 вылетел из аэропорта Тбилиси в 16 часов 55 минут. Пассажиры, которых было на 26 человек больше положенного, сидели прямо в проходах. Некоторые пассажиры летели в гардеробе и кухонном отсеке, другие сели прямо на порожках. Уже после катастрофы выяснится: из-за перегруза в задней части, где как раз и нашли себе «места» большинство людей, у самолёта серьёзно нарушилась центровка. Тем не менее, до Минеральных Вод Ил-18 долетел без особых проблем. Когда воздушное судно приблизилось к аэропорту, стало понятно, что погодные условия там по-прежнему остаются тяжёлыми: сильная облачность и мелкий снег. Видимость составляла 2000 метров (при минимально возможной для захода на посадку видимости 1500 метров).
Перегруженный самолёт вышел из 4 оборота и уже был в 20 км от аэропорта, но вдруг на 900 метров отклонился вправо от оси. Когда посадка стала ещё ближе – всего-то в 8 км – самолёт прошёл на глиссаде (в результате полёта по глиссаде летательный аппарат попадает в зону приземления на взлётно-посадочной полосе). В тот момент судно было на высоте 250 метров над землёй. Но пилоты не могли различить видимые огни старта, необходимые для посадки. Экипаж принял решение уйти на второй круг – так в авиации называют прерванный заход на посадку.
Ошибка экипажа и диспетчера
Причиной трагедии, как выяснилось после расследования, стала ошибка экипажа и диспетчера, а именно неправильное взаимодействие друг с другом: диспетчер отвлёк экипаж от наблюдения за приборами.
Кроме того, при уходе на второй круг пилоты не ушли на взлёт, а держали высоту в 90 метров. Нельзя опустить и эмоциональный фон членов экипажа – из-за перегруза людьми команда нервничала и волновалась.
Смотрите также:
- Роковой полёт. Что стало причиной крушения самолета на Ставрополье →
- Выживший при крушении Як-42 рассказал об авиакатастрофе →
- Кому мешают русские учителя? →