Перегруз и ошибка пилотов. Почему в 1961 году под Минводами разбился Ил-18

Погодный аэроколлапс 

Последние дни 1961 года в аэропортах Кавказского региона проходили напряжённо. Из-за плохих погодных условий десятки рейсов были отменены. Самолёт Ил-18, который выполнял рейс по маршруту «Москва – Ереван», вылетел из Внуково, но аэропорт в финальной точке планируемого маршрута в Ереване не давал посадку. Садиться пришлось в Тбилиси, где к вечеру 31 декабря был пассажирский аншлаг: там скопилось больше 500 человек. Многие из них, оценивая непредсказуемость погодной ситуации, в итоге принимали решение добираться автобусами и поездами. 

   
   

Минераловодский аэропорт открыли вечером 31 декабря. Узнав об этом, тбилисские специалисты связались с ереванскими авиаторами и попросили у них предоставить два самолёта, которые как раз находились в Тбилиси, чтобы отправить пассажиров и разгрузить грузинский аэровокзал.

Руководство ответило отказом, однако узнав, что ереванский аэропорт в ближайшее время не откроется, было вынуждено согласиться с таким предложением, выделили на временное использование два Ил-18. Тот из них, полёт которого завершился трагедией, был совсем новый – судно выпустили с завода в июне того же года. 

Паника

Реакция пассажиров на новость о двух рейсах была бурной: люди начали бегом занимать места, набиваться в салоны, боясь не успеть и в итоге остаться на Новый год в зале аэропорта.

Ажиотаж походил на панику, в условиях которой невозможен стал даже контроль билетов. Даже трап работники аэропорта убирали вместе со стоящими там людьми. Два члена экипажа, которые из-за пассажирского потока не смогли пройти на борт, вынуждены были забираться в самолёт по откидной лестнице. В воздух самолёт поднялся с ощутимым перегрузом: полетели 110 человек, тогда как предельная способность судна была рассчитана на 84 человека.

Роковой круг 

Ил-18 вылетел из аэропорта Тбилиси в 16 часов 55 минут. Пассажиры, которых было на 26 человек больше положенного, сидели прямо в проходах. Некоторые пассажиры летели в гардеробе и кухонном отсеке, другие сели прямо на порожках. Уже после катастрофы выяснится: из-за перегруза в задней части, где как раз и нашли себе «места» большинство людей, у самолёта серьёзно нарушилась центровка. Тем не менее, до Минеральных Вод Ил-18 долетел без особых проблем. Когда воздушное судно приблизилось к аэропорту, стало понятно, что погодные условия там по-прежнему остаются тяжёлыми: сильная облачность и мелкий снег. Видимость составляла 2000 метров (при минимально возможной для захода на посадку видимости 1500 метров). 

   
   

Перегруженный самолёт вышел из 4 оборота и уже был в 20 км от аэропорта, но вдруг на 900 метров отклонился вправо от оси. Когда посадка стала ещё ближе – всего-то в 8 км – самолёт прошёл на глиссаде (в результате полёта по глиссаде летательный аппарат попадает в зону приземления на взлётно-посадочной полосе). В тот момент судно было на высоте 250 метров над землёй. Но пилоты не могли различить видимые огни старта, необходимые для посадки. Экипаж принял решение уйти на второй круг – так в авиации называют прерванный заход на посадку.

Справка
Ил-18В с бортовым номером CCCP был выпущен ММЗ «Знамя Труда» в 1961 году и 17 июня передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в Армянскую отдельную авиагруппу ГВФ. Салон самолёта имел вместимость на 84 места. На момент катастрофы авиалайнер имел 593 часа налёта.
Но стоило только экипажу уйти на второй круг, как самолёт снова «повело» вправо. В 17 часов 58 минут Ил-18, находясь на высоте 90 метров, врезался в склон холма с деревьями. До аэропорта Минеральных Вод оставалось всего три километра. Разваливаясь на части, воздушное судно почти 300 метров на огромной скорости неслось по лесу, после чего загорелось. 32 человека, включая бортрадиста и стюардессу, погибли, остальные выжили. 

Ошибка экипажа и диспетчера

Причиной трагедии, как выяснилось после расследования, стала ошибка экипажа и диспетчера, а именно неправильное взаимодействие друг с другом: диспетчер отвлёк экипаж от наблюдения за приборами.

Кроме того, при уходе на второй круг пилоты не ушли на взлёт, а держали высоту в 90 метров. Нельзя опустить и эмоциональный фон членов экипажа – из-за перегруза людьми команда нервничала и волновалась.

Смотрите также: