Гусеницы огнёвки за год съели реликтовую рощу самшита в Кавказском биосферном заповеднике. Недавно вредителя заметили жители Михайловска и Солнечнодольска на Ставрополье. Как спасти вечнозелёный кустарник от грозного врага, выяснял «АиФ-СК».
Съели даже кору
В 2012 году на Северный Кавказ обрушилось экологическое бедствие. В Сочи привезли импортные саженцы декоративного самшита, а вместе с ними вредителя, который прежде не встречался на Юге России. Здесь у него практически нет врагов, так что насекомые быстро распространились по Черноморскому побережью, а затем по всему Северному Кавказу, где растёт как дикий самшит, так и декоративные сорта - в парках, скверах и на приусадебных участках. Сообщения о нём из года в год появлялись на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Ингушетии.
«Родина самшитовой огнёвки - Азия, но там её численность регулируют хищники, а здесь она попала в крайне благоприятные условия, - рассказали в пресс-службе минсельхоза Ставропольского края. - Здесь её единственный враг - летучие мыши, но их не так много, чтобы представлять серьёзную угрозу для вредителя. Весь жизненный цикл огнёвки связан с самшитом: бабочка откладывает яйца на обратную сторону листьев самшита, а потом гусеницы этими листьями питаются. В процессе поедания они впрыскивают в соки растения ингибитор, который тормозит развитие почек, из-за чего кустарник стремительно высыхает и погибает. Гусеницы пожирают листья 3-4 недели, затем окукливаются, но ненадолго - уже через 10 дней из кокона вылетает взрослая бабочка, готовая к размножению. За сезон может появиться от трёх до пяти поколений вредителя».
Огнёвке понадобился всего год, чтобы уничтожить знаменитую тисо-самшитовую рощу в Кавказском биосферном заповеднике и причинить серьёзный урон реликтовым зарослям в Адыгее. По словам экологов, гусеницы огнёвки съели даже кору кустарника, поэтому растения не смогли отрастить новые листья и выжить.
Отрава не берёт
Ставропольцам тоже приходится сталкиваться с инвазивным вредителем. К счастью, обходится без серьёзных потерь - численность врага невелика, и за несколько лет с ним научились бороться.
«Против огнёвки эффективны биопрепараты, безвредные для других насекомых, - рассказал директор Ставропольского ботанического сада Владимир Кожевников. - Сложность в том, чтобы вовремя применять их. Гусеницы растут очень быстро. Пока они маленькие, их можно уничтожить, но если упустить момент, не поможет даже увеличенная доза химикатов. Так что кустарник необходимо обрабатывать, как только появились малейшие следы жизнедеятельности огнёвки, и обязательно опрыскивать для профилактики 3-5 раз за сезон, начиная с весны».
Огнёвка выдаёт своё присутствие густой паутиной на листьях и побегах самшита. По заражённым кустарникам ползают полчища крупных мохнатых гусениц тёмно-зелёного или жёлто-зелёного цвета. На земле можно заметить их дурно пахнущие отходы жизнедеятельности.
«В нашем ботаническом саду самшит в безопасности, - заверил Владимир Кожевников. - Огнёвка - единственный вредитель, опасный для этого растения, только она способна есть такие жёсткие листья. В то же время она откладывает яйца только на самшите и питается только им, а поскольку у нас не так много этих кустарников, не так сложно отследить вторжение и принять меры».
Надежда на спасение
Регулярно осматривать и опрыскивать биопрепаратами каждый куст - трудоёмкая задача даже в городском сквере, а тем более - в условиях заповедника. Более эффективные против вредителя пестициды запрещено использовать на особо охраняемых природных территориях. Исследователи ищут альтернативные способы борьбы с самшитовой огнёвкой для применения в дикой природе. Один из них - внедрение хищника или паразита, который регулировал бы численность насекомого. Но эти опыты пока не увенчались успехом.
На сегодняшний день краснокнижный колхидский самшит сохранился в естественных условиях лишь на двух небольших участках в Адыгее - примерно 4,5 га. До нашествия вредоносной гусеницы реликтовые рощи занимали около 5000 га.
Активисты пытаются восполнить потери другими разновидностями кустарника. Например, в верховьях реки Цицы в Адыгее в 2018 году высадили около 2500 саженцев самшита пицундского. Экологическую акцию организовал руководитель общественной организации «Кабардинский конгресс» Аслан Бешто.
«Я нашёл питомник на базе совхоза декоративных культур в Нальчике, а активисты из Майкопа выбрали место для посадки, - рассказал Аслан Бешто. - Весь вопрос был в финансировании, и в этом помог один из представителей кабардинской диаспоры в Турции. Благодаря ему удалось купить сразу так много саженцев и высадить их. Этой весной я приезжал посмотреть, как они прижились. Почти все - в полном порядке, выглядят здоровыми, хорошо укоренились. Более того, некоторые старые деревья, которые казались безвозвратно погибшими, пустили молодые побеги».
Активист до сих пор сажает самшит, но теперь стремится распространить его по Кабардино-Балкарии - дарит саженцы своим знакомым, чтобы те посадили их у дома.
«На приусадебных участках за ним проще ухаживать, чем в дикой природе, - объяснил Аслан Бешто. - Если мы посадим как можно больше самшита в городах и сёлах, будет легче сохранить его популяцию и генетическое разнообразие».
Справка
Растёт этот кустарник очень медленно, прибавляя в толщину всего по миллиметру в год. Чтобы вырасти вверх на два метра, ему нужно около 20 лет, а чтобы стать полноценным деревом - больше 100 лет.
Самшит издревле рос на Северном Кавказе. Из его плотной древесины мастерили даже тележные оси, не уступающие по прочности металлическим. Для черкесов это растение сакрально и символизирует чистоту и твёрдость. «Он чист, как самшит», - говорят горцы.