Визитка КМВ. Главные нарзанные ванны встречают юбилей в разрухе

Елена Евдокимова / АиФ

На открытке Главные нарзанные ванны можно рассмотреть в мельчайших подробностях. Каменные резные башенки, переливчатые витражи… И подпись – «архитектор А.Н. Клепинин».

   
   

Письмо из Брюсселя

Эта открытка – как путеводитель, звала в дорогу. И Елена Дмитриевна Аржаковская собралась – конец 1980-х, железный занавес в прорехах, но прежде написала письмо.

– В нашей музейной среде это была сенсация, – рассказывает исследователь Александра Коваленко. – Никто не знал тогда, кто такой Клепинин – имена покинувших Россию редко произносили вслух, а тут намечается приезд родной внучки архитектора-эмигранта! Елена Аржаковская-Клепинина с учениками собиралась на Кавказ и хотела увидеть места, где работал её дед и родился её отец.

Коваленко вспоминает встречу с Еленой Дмитриевной – совсем короткую, пребывание иностранцев в СССР было тогда расписано по минутам, небольшая экскурсия в пятигорском «Домике Лермонтова» и затем группа отправлялась в Архыз.

– Тогда у краеведов не было масштабного доступа к информации, многое строилось на догадках, а сегодня наследие архитектора уже обросло легендами, – говорит Коваленко.

Визитка курорта

Клепинину приписывают авторство Ново-Сабанеевских, ныне Пушкинских ванн в Пятигорске, но их проектирование началось ещё до его назначения на Кавказские Минеральные воды в конце 1890-х, он был главным архитектором курорта, визировал многие проекты, курировал строительство. А поскольку он был архитектором дирекции Вод, не мог проектировать церкви – в те годы существовало чёткое разделение на курортную и городскую сферы, за последнюю отвечали так называемые городовые архитекторы. А вот то, что Андрей Николаевич Клепинин принимал участие в проектировании и возведении православных церквей после отъезда из России, уже в эмиграции, факт известный. Его не стало в 1954-м, он похоронен в пригороде Парижа на кладбище «Малакофф»…

Историки и краеведы удивляются – зачем связывать имя архитектора Клепинина с разными курортными объектами, разве дело в количестве? Им создан уникальный проект – Главные нарзанные ванны в Кисловодске, с которым он уже навсегда вошёл в историю. К чему приписывать Андрею Николаевичу то, чего он не создавал, когда этот шедевр 100 лет как визитная карточка всех Кавминвод? Сам он детищем своим очень гордился. Говорят, даже обратился в дирекцию вод с просьбой отметить своё авторство табличкой. Будто весточку отправил сквозь время, словно знал – спустя многие десятилетия внучка узнает по ней о его работе. И тоже будет гордиться.

   
   

От редакции: Когда верстался номер, в редакцию позвонила педагог Марина Берестнева, в своё время несколько лет проработавшая инструктором-методистом по приёму зарубежных гостей. Она откликнулась на нашу публикацию об отце Димитрии Клепинине и рассказала о своих встречах с его дочерью. «В середине 1980-х Елена Дмитриевна Клепинина-Аржаковская была в Пятигорске дважды, оба раза останавливалась в гостинице «Бештау». Она привозила не только учеников. Насколько помню, с ней были и её дети.

В один из визитов я водила её к краеведу Леониду Польскому – они проговорили часа три, её очень интересовало всё, что связано с именем деда. Мне тогда здорово попало за эту «несанкционированную» встречу – все передвижения иностранцев в СССР надо было согласовывать. Мы переписывались с Еленой Дмитриевной более 20 лет, из Парижа она переехала в Тюбинген, университетский городок в Германии, где продолжала преподавать русский язык».

Комментарий
Стелла Корнетова, краевед:«Главные нарзанные ванны действительно самая популярная иллюстрация при упоминании о курортах Кавказских Минеральных вод. Здание поражает своей необычностью, мавританским стилем, совершенно нехарактерным для нашего региона. Андрей Николаевич Клепинин не прыгнул выше гор, он так деликатно и так гармонично вписал своё творение в окружающий ландшафт! «Водная лечебница» и внутри сделана потрясающе – широкие ванны, бассейны, пленительная отделка. Панно изготовлены на одном из предприятий известного мецената Мамонтова, а автором эскизов, есть такая версия, был Михаил Врубель. В своё время одна из жительниц Кисловодска вспоминала, что своим «иноземным колоритом» Нарзанные ванны обязаны эмиру бухарскому, якобы именно он пообещал финансировать строительство, если здание будет возведено «по восточным мотивам». Эмир признавался, что ему нравится Кавказ, он восхищен этими местами и хотел бы оставить здесь добрую память о себе. К примеру, в виде уникальных зданий. Венценосный гость был щедр и нередко жертвовал на благотворительность. Строительство Главных ванн началось в 1901 и завершилось в 1904 году, увы, в год своего столетия гениальный шедевр Клепинина, памятник федерального значения, сегодня на грани разрушения…»

Смотрите также: