Пили, пьем и будем? Почему нетрезвым водителям закон не писан

Языком цифр
За этот год на ставропольских дорогах произошли 1983 автоаварии. В них погибло 328 человек, получили ранения – 2458, в том числе дети. 137 из этих ДТП произошли по вине пьяных водителей. Из-­за пьянства за рулём погибло 42 чел., 214 ­ получили ранения. Отказались от прохождения медицинского освидетельствования 36 водителей, автоматически считается, что они были пьяны.
На Ставрополье уже вступили в законную силу два приговора суда в отношении автомобилистов, которые повторно сели пьяными за руль. Одному назначили наказание в виде 250 часов обязательных работ, другому – 120 часов. Права у обоих на 2 года отобрали.    
   

Хрупкая жизнь

Три месяца прошло с тех пор, как начал действовать закон, ужесточающий ответственность за пьянство за рулём. Тем не менее вот лишь несколько сводок ГИБДД.

В 5.30 наряд ДПС остановил автомобиль БМВ. За рулем была пьяная автоледи, лыка не вязала. Оказалось, два года назад её уже лишали прав за управление в состоянии опьянения.

Водитель «Калины» сбил двух женщин, которые переходили дорогу на зелёный. Пешеходы госпитализированы. Водитель был пьян. Ранее уже попадался за аналогичные правонарушения.

На федеральной автодороге «Кавказ» остановили пьяного водителя маршрутки (!). Выяснилось, что он ещё в январе был лишён водительского удостоверения за отказ от медосвидетельствования.

И совсем печальная история. Отдыхали две семьи, выпивали. Решили съездить в магазин. Нетрезвый друг семьи – владелец машины – предложил прокатиться с ним ребёнку. Пьяные родители не возражали. Мать собственными руками усадила малыша в машину смерти. Итог – ДТП. Водитель выжил. Ребёнок погиб на месте.

В лидерах большие города

По данным ГИБДД, на дорогах края огромное количество нетрезвых водителей. Лидеры по «пьяным» авариям большие города: Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск. Основная категория нарушителей – люди от 18 до 35 лет, как правило, нигде не работающие, но владеющие недорогими машинами.

   
   

Почему они продолжают нарушать закон? В Госавтоинспекции считают, что просто не осознают, что такое уголовная ответственность. Но порой даже хвастаются друг перед другом: «Представляешь, вчера так напился, что не помню, как домой доехал!»

Состоялось пока только два приговора в отношении водителей-пьяниц, и в обоих случаях суд оказался весьма гуманным.

Но закон предусматривает и другие виды наказаний – лишение свободы или штраф до 200 тысяч рублей.

«Я считаю, надо с детства воспитывать наших будущих водителей, – говорит Вячеслав ШАБУНИН, председатель краевого отделения Всероссийского общества автомобилистов. – Ежегодно автошколы нашего общества выпускают примерно по 1200 молодых водителей. На занятиях объясняем, что нельзя пить за рулём, нужно уважать пешехода, нельзя превышать скорость, что машина – это источник повышенной опасности. Даже программа поменялась по обучению на федеральном уровне. Увеличили срок учёбы, добавили часы по психологии. Но больше всё же зависит от личной культуры человека и его воспитания. Водитель должен понимать, что пить за рулём нельзя, даже чуть-чуть. Наказание и так придумали жёстче некуда, но пока не работает».

Неужели вопрос «когда не будут пить за рулём» – риторический?

Комментарий
Андрей Водолажский, врач-­психотерапевт Ставропольского краевого клинического наркологического диспансера: «Чтобы говорить об эффективности работы закона в части ужесточения наказания для пьяных водителей, нужно чтобы он достаточно широко применялся длительное время. Я против того, чтобы людей сажать в тюрьму, но только когда автомобилисты начнут видеть, к чему приводит нарушение закона, тогда и станут понимать все последствия. Часть людей пить за рулём перестанет». Но наши пациенты или потенциальные наши пациенты – не перестанут. В чём проблема людей с алкогольной зависимостью? Во-­первых, они не могут контролировать количество употребляемого спиртного, во-­вторых, не могут от него навсегда отказаться, алкоголь для них единственный источник удовольствия. В-­третьих, больные не признают себя зависимыми. Есть определенные реабилитационные методики, рассчитанные на длительный срок: от нескольких месяцев до нескольких лет для того, чтобы им помочь. Сейчас, если человек употребляет наркотики и его поймали за этим, его задерживают, и затем суд выносит постановление обследоваться у нас. И когда он к нам приходит, мы уже вправе назначать ему какие-­то реабилитационные мероприятия. При борьбе с пьянством за рулём тоже должно быть сотрудничество между правоохранительными органами и такими учреждениями, как наше. И, конечно, это должно решаться на законодательном уровне. Например, за границей в судах осужденным за какое-­либо преступление, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, предлагают выбор: или лишение свободы, или реабилитационное учреждение. Смысл в том, чтобы помочь зависимому увидеть, что с ним происходит. Это первый шаг к его выздоровлению.

Мнение эксперта
Начальник отдела исполнения административного законодательства Управления ГИБДД по Ставропольскому краю Андрей Булгаков: «С момента, когда ужесточили закон за повторное вождение в пьяном виде, мы зарегистрировали 322 таких факта. Возбуждено 267 уголовных дел, 105 из них уже направлены в суд». В основном задержанные нами нарушители или вообще не знали об изменении законодательства, или не восприняли всерьёз информацию об ужесточении закона – от огромных штрафов и до лишения свободы за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения. Мы ведём активную пропаганду, объясняем последствия нового закона. Но пока результат нас не очень радует. Люди звонят нам с жалобами, просят ещё больше ужесточить наказание. Среди вариантов: лишать прав навсегда за повторное вождение в пьяном виде; лишать прав навсегда, даже если в первый раз попался; увеличить в разы размеры штрафа; лишать свободы на больший срок.

Мнение депутата
Пётр Марченко, председатель комитета Думы края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству: «С выходом этого закона мы ждали уменьшения количества случаев пьянства за рулём. Тем не менее в наш комитет постоянно поступает информация о том, что задержан очередной пьяный водитель». Ужесточение закона не исправит человека, а приведёт к тому, что люди, вместо того чтобы работать, будут сидеть в тюрьмах. Но и оставлять сложившуюся ситуацию без внимания нельзя. Через полгода с момента внедрения закона проанализируем итоги. Сейчас люди ещё не осознали, каковы последствия нового закона. Поэтому для нас основная задача – масштабно информировать население о последствиях такого правонарушения. Ведь уголовная ответственность – это на всю жизнь пятно на биографии. На карьере в политике или правоохранительных органах можно будет поставить крест. Молодёжь, конечно, этого ещё не понимает. Краевая Дума изменить федеральный закон не может, но в пределах своих полномочий планируем основной упор сделать на воспитании. Привлечь для этого средства массовой информации, депутатский корпус, педагогов, общественность. Чтобы в университетах и школах читали лекции о последствиях пьяного вождения, а участковые полицейские взаимодействовали с сотрудниками ГИБДД и контролировали на дому человека, хоть раз попавшегося в пьяном виде за рулём. В автошколах курсантам нужно рассказывать о последствиях пьянства за рулём. Словом, необходимо постоянно проводить большую комплексную профилактическую работу.

Смотрите также: