По статистике, средний возраст ставропольского учителя – 48 лет. Молодёжь, если и приходит работать в школу, как правило, надолго не задерживается. Но есть счастливчики, у которых всё по-другому.
Учительница математики и информатики средней школы №20 города Ставрополя Алина Кравцова – из тех молодых педагогов, которые в своей профессии не разочаровались. Сегодня мы беседуем с ней об учительских радостях и трудностях.
Запрограммировать...логику
– Алина Олеговна, с каким настроением начали учебный год? Не появилось желание сменить работу за летние каникулы? Специальность у вас востребованная – информатика и программирование, денежных вакансий немало…
– Признаюсь: за шесть лет, что работаю в школе, дважды писала заявления об уходе. Потом рвала их… (Улыбается.)
Так иногда было тяжело! Ведь нагрузка на нас, педагогов, в последние годы выросла в несколько раз. Казалось бы, компьютеризация школ, электронные журналы должны облегчить учебный процесс, но на деле, как ни грустно, всё наоборот. Приходится заполнять и «бумажный» журнал, и электронный, выполнять три раза одну и ту же работу. Почему я до сих пор не ушла из школы? Просто никакая другая работа не приносит такого драйва! Школа – это ведь место, где постоянно что-то происходит, где не соскучишься. Врач и учитель – пожалуй, две самые интересные и важные профессии.
– Не хочу вас обидеть, но многие сегодня не видят смысла в некоторых предметах, в частности информатике. Дети, мол, и без неё с ранних лет с компьютером «на ты», а программирование – удел узкой группы технарей.
– Да, информатика в том виде, в каком она сейчас в наших школах, - мало кому интересна и нужна.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Алина Кравцова родилась в станице Орджоникидзевской Республики Ингушетия. Окончила Ставропольский государственный университет. Замужем. |
За все мои шесть лет только трое ребят сдавали её на вступительных экзаменах в колледжи. С другой стороны, если правильно преподавать её, она здорово тренирует логику. По программе «Школа-2100» детей учат информатике уже со второго класса. Через игру ребята воспринимают её с огромным интересом и впоследствии легко решают логические задачи.
Без дресс-кода
– Неужели учительская зарплата вас устраивает?
– Отвечу вам так: я могу позволить себе работать учителем, потому что мой муж – юрист. Окладом своим я не особо довольна, платить могли бы и больше, ведь нагрузка приличная: я преподаю информатику, математику и веду организаторскую работу в среднем и старшем звене.
– Некоторые молодые учителя жалуются: современная школа – ад кромешный. Трудно работать по новым федеральным стандартам, трудно завоёвывать авторитет у современных раскованных подростков…
– Не могу не согласиться с ними. Стандарты непростые, со многими нововведениями можно поспорить. Новые программы нацелены на формирование у детей целостной картины мира, но, с другой стороны, те базовые знания, которые давала советская школа, ребята не всегда могут усвоить. Некоторые дети и в пятом классе не знают таблицу умножения.
Что касается авторитета… Социальный статус учителя и без того сегодня невысок, а его ещё и «опускают» искусственно. Имею в виду скандальную инициативу о введении дресс-кода для педагогов. Крайне нелепое предложение! Если человек выбрал себе такую работу, он априори придерживается определённого дресс-кода и поведения.
– Бить детей нельзя. Но поддерживать дисциплину на уроке необходимо. Приходится кричать на учеников?
– Не скрою, иногда очень трудно совладать с эмоциями. Но можно и по-другому: не повысить голос на непослушного ребёнка, а обернуть ситуацию в шутку. Если у педагога авторитет, если ученики его уважают, больших проблем нет. Мне, кстати, в этом очень помогает внеклассная работа, за которую я в школе отвечаю. Есть у нас такая дружина «Дружная», в работе которой участвуют ребята из средних классов. Мы учим их общаться, дружить – через игры, тренинги, внеклассные мероприятия. Что касается старшеклассников, в общении с ними я стараюсь быть как можно ближе к детям, стать им другом, старшим наставником. Как-то во время одной из благотворительных акций мои ребята стояли в подземном переходе, исполняли песни под гитару – собирали таким способом на материальную помощь. С ними была и я. Нас это очень сплотило. Учитель-друг – это здорово! Но при этом, подчеркну, очень важно не скатиться до фамильярности.
Другая самодеятельность
– Кстати, о школьной самодеятельности. В последние годы детей, учителей и родителей «душит» ЕГЭ, времени ни на что другое не остаётся. Я заметила: упоминание об очередном «мероприятии» вызывает у родителей недовольство…
– Проблема катастрофической нехватки времени сейчас стоит перед многими людьми, но лишать ребенка внеклассной школьной жизни и делать стопроцентный упор только на учёбу не стоит.
Я могу припомнить случаи, когда ребятам запрещали участвовать в такой работе. Дескать, самодеятельность плохо сказывается на учёбе. В нескольких случаях такое «отлучение» закончилось печально: дети не только не стали учиться лучше, но и пошли по кривой дорожке…
В нашей школе культмассовая работа – не какая-то скучная обязаловка, а важнейшая часть воспитания, в неё вкладывают душу все её участники.
Может быть, в это трудно поверить, но в преддверии Дня Победы мы как-то не успевали подготовить программу. Так вот: старшеклассники сами (!) принесли нам сценарий и очень просили не отменять мероприятие.
– Современных тинейджеров невозможно представить без «приклеенного» к уху мобильника и компьютерной мышки в руках. Как бороться с интернет-зависимостью?
– Нужно попытаться переключить внимание ребёнка на что-то другое, и чем раньше это получится сделать, тем лучше. Из чисто технических средств могу посоветовать снизить скорость работы Интернета на домашнем компьютере.
Смотрите также:
- Фанфики и интерактив. Учитель о том, как найти подход к современным детям →
- Физика... на пальцах. Что думают педагоги о реформах в сфере образования →
- Молодым выгодно идти работать в школу →