Тимур Тания: участие в КВН может повлиять на имидж Северного Кавказа

   
   
На Ставрополье стартует новый сезон недавно образованной Лиги «Кавказ». На этот раз фестиваль собрал вдвое больше веселых и находчивых, чем год назад. О специфике кавказского юмора, новых кавээнщиках и нелегком пути в шоу-бизнес наш разговор с Тимуром Тания, редактором и ведущим игр Лиги, капитаном легендарной сборной «Нарты из Абхазии» (чемпионы «вышки» 2005 года).

Игра требует жертв

- Сегодня КВН стал вездесущим. Во всех вузах, техникумах, колледжах есть свои команды…
- И это здорово! Лично меня это очень радует. Потому что всё самое лучшее, что есть в моей жизни, так или иначе связано с КВН. За исключением рождения моего сына. КВН к этому не имеет отношения. Здесь уже мы сами с супругой… Каждая игра - море новых друзей. Сплошное творчество и позитив.  Да, начинается всегда с самодеятельности. Но многие достигают в итоге очень высокого уровня, становятся профессионалами – актерами, певцами, ведущими.
- Может быть, этим и объясняется такая популярность КВН? Молодые люди видят на больших экранах ваши лица – тех, кто состоялся в жизни благодаря игре, и рассматривают это как шанс попасть в шоу-бизнес? Насколько это лёгкий путь?
- Очень тяжёлый. Пока мы шли к вершине, хлебнули всякого. И голодали, и с непониманием сталкивались, и жить, случалось, негде было. Поэтому, в первую очередь, когда выбираешь такой путь, надо доказать самому себе, что ты действительно так сильно этого хочешь, что готов на серьёзные жертвы. И тогда ты дойдешь до конца. Нам года три пришлось поиграть в разных лигах, прежде чем мы попали в эфир. Только потом в нас поверили. И не только наши друзья, близкие, земляки, но и спонсоры, которые взяли на себя оплату дороги и питания. Когда попали в Высшую лигу - стало всё просто. Да, на нас смотрели как на тёмную лошадку, но мы за один 2005 год дошли до финала.
- Ваша самая большая жертва ради КВН?
- Ради КВН я не женился три года. (Смеётся.) Шучу. Самая большая жертва – долгие разлуки с близкими. Я не видел семью по полтора-три месяца подряд. Выступления, туры. Но это уже после того, как слава пришла.

«Мои золотые»

- В 2005 году «Нарты из Абхазии» стали чемпионами Высшей лиги. Сейчас о команде ничего не слышно…
- Как команда - мы по-прежнему существуем, но уже не играем. Держимся вместе и реализуем наши творческие телевизионные проекты в республике. Работаем с молодёжью. Помимо КВН у нас есть и музыкальные проекты. Сами   не ожидали, что они получатся настолько серьезными. Поиск молодых дарований. Столько талантливых детей с улицы вытащили. Позавчера был полуфинал. 9 апреля - финал. Нереальные голоса. В Абхазии все поют. Здесь этим удивить трудно. Чтобы выделиться, надо действительно быть «звездой».  Планируем также и масштабные спортивные проекты.  Ну и, конечно, в КВН у нас есть преемники. Нашим воспитанникам после нашего успеха играть было очень сложно. Потому что у зрителя и жюри уже были определённые ожидания.
А вот воспитанникам наших воспитанников уже гораздо легче. И у них очень хорошо получается. Они достойно показали себя на сочинском фестивале. Называется команда «Мои золотые».
- Наверняка, вы следите за их творчеством. Изменилось ли за эти годы КВН-движение?
- Все меняется. И КВН не исключение. Именно благодаря этому он по сей день существует и остаётся актуальным. Игроки взрослеют, уходят, на их место приходит молодежь. И приносит с собой новое мировоззрение.

Остроумию учат… тосты

- В числе чемпионов и финалистов Высшей лиги - многие кавказские команды. Но в  представлении среднероссийского обывателя Кавказ – скорее что-то страшное, а вовсе не смешное.
- Негативный стереотип о Кавказе сложился не только в России, но и в мире из-за конфликтов последних десятилетий. Но юмор здесь имеет гораздо более древнюю историю. И традиция частых и масштабных застолий этому очень способствует. Здесь остроумие и красноречие просто необходимы. Когда поднимаешь тост, не хочется говорить банальные слова. Как повествует нартский эпос, сказать надо так, «чтобы в котле закипела вода». У нас богатейший фольклор. В деревню приезжаешь, не дай бог неосторожную фразу кинешь. Тут же назад прилетит что-нибудь колкое. Никто за словом в карман не лезет – ни старик, ни ребенок!
- И как показывает время, над этими традициями ничто не властно.  Даже в наши сложные времена Кавказ продолжает шутить.
- Я думаю, в этом наше спасение. Мы все помним то прекрасное время, когда мы жили в одной большой стране под названием Советский Союз. Сегодня снова учимся жить вместе. А лучше всего это получается через культуру, творчество и юмор. И то, что здесь образовалась Лига «Кавказ», о многом говорит. На одной сцене – все регионы. Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Осетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и, конечно, Ставрополье.

Микрофон против автомата

- Одна из целей Лиги - улучшение имиджа Кавказа. По-вашему, это возможно?
- Конечно, одного КВН для этого недостаточно. События, которые несут в себе черный пиар, происходят, к сожалению, гораздо чаще, чем игры. Но это важный шаг. Один год прошёл с момента создания Лиги. И уже видны изменения. Игроки из разных команд созваниваются, переписываются, общаются.
Вспомните, в начале 90-х была легендарная команда «Махачкалинские бродяги». И именно они формировали у российского телезрителя, далекого от Кавказа, представление о Дагестане.  Будет новая команда играть в Высшей лиге, снова о дагестанцах будут говорить как о хороших ребятах - позитивных, весёлых, смешных. То же самое можно сказать и о других республиках. Фанаты КВН - это миллионы телезрителей, у которых есть родственники, друзья, соседи, сослуживцы. Так что игра вполне может влиять на имидж региона.
Сегодня благодаря КВН есть возможность привлечь ребят к хорошему, к творчеству. Человек, который один раз выйдет на сцену и почувствует отдачу зала - всё! Он тут же заболеет этим  и вряд ли потом пойдёт по кривой дорожке. 
- Ваша жизнь с КВН связана уже 13 лет…
- Да, в первый раз вышел на сцену в 1998 году. Мне было 18. Шла «Студенческая весна». Я был студентом первого курса Абхазского госуниверситета. Наша миниатюра принесла нам победу. После этого остановиться уже было невозможно. Экономический факультет потерял хорошего студента. (Смеётся.) Я, конечно, доучился, как и все мои друзья по команде. Но по специальности никто не работает. Это еще одна жертва, на которую нам пришлось пойти…

Смотрите также: