Досье: | |
---|---|
Александр Паненко – подполковник внутренней службы, сотрудник отдела МВД России по Изобильненскому району Ставрополья. Историк с высшим образованием. Дважды выполнял служебный долг в Чечне. Имеет ведомственные награды. Женат. |
Жизнь не всегда справедлива. Случается, награждает непричастных и наказывает невиновных. Особенно в военное время. Ставрополец Александр Паненко один из тех, кто пытается восстановить историческую справедливость. Последние пять лет он ведет поиски бойцов и командиров, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Сегодня Александр Паненко – гость нашей редакции.
Имена, которые забыли
-Александр, вопрос банальный, но естественный: что послужило причиной заняться поисковой работой? Искали своих родных, близких?
-Поначалу было именно так. На фронте пропал без вести родной брат моего деда, и я стал переписываться с поисковиками Донецка, Киева, Санкт-Петербурга, Москвы. Общими усилиями нашли, правда, ориентировочно, место, где его видели последний раз, но проследить до конца судьбу родственника не получилось. Затем я долго искал отца моей матери, узнал, что он жил в Новосибирске, но, к сожалению, не застал его в живых. В прошлом году удалось установить название населенного пункта под Сталинградом, где пал смертью храбрых родной дядя моей мамы Кирилл Горбатенко. Ездил туда с матерью и добился, чтобы его имя появилось на стеле в честь погибших защитников Родины.
-Поиск – это, наверно, прежде всего, работа в архивах?
-Безусловно, но есть еще и сайты поисковиков, где мы общаемся. Изучая различные документы, я удивился, что судьбами без вести пропавших, так же как и военнопленных, почти никто до последнего времени по-настоящему не интересовался, ведь долгие годы это было закрытой темой. Поэтому начал рассказывать в печати о земляках, бежавших из немецкого плена, искать их родственников. В подготовке материалов мне помогали журналисты ряда районных изданий. И представьте, нашлись те, кто 70 лет ничего не знал о своих дедах, отцах и братьях. Глядя при встрече в глаза этим людям, было приятно сознавать, что помог им, хоть и немного, узнать о судьбе их родных и близких.
-И каковы результаты ваших поисков?
-Разыскал родственников бежавших из плена Михаила Крутькова (Степновский район), Павла Хелемендика (Апанасенковский район), Сергея Сапрыкина (Благодарненский район). Узнал о том, как погиб старший сержант Иван Литвинов из Петровского района, который попал в плен в мае 42-го в Крыму, дважды совершал побег из фашистского лагеря и в марте 43-го был забит до смерти палками и плетками. В первый же день войны ушел воевать Дмитрий Акулов, уроженец села Птичьего Изобильненского района. Осенью оказался в плену и считался без вести пропавшим. В пересыльном лагере на Украине не захотел подчиняться немецким приказам и погиб как герой. Список солдат, кого удалось установить, можно продолжить, но главное, что я вынес, занимаясь поиском – не было пропавших без вести, как и не было безымянных героев, были люди, волею обстоятельств (тяжелое ранение, контузия) оказавшиеся во вражеском плену. Многие из них не раз пытались бежать, их ловили и жестоко наказывали, но они вновь и вновь совершали побег…
Подвиги, о которых не знали
-Знаю, что вы участвовали в розыске родственников краснофлотца Семена Гринько, уроженца села Кевсала Ипатовского района, погибшего на Балтике.
-Наш земляк был родом из рабочих, состоял в партии, его призвали на флот в 1940 г. Служил на подводной лодке П-1 «Правда» в звании старшины 2-й статьи. С началом войны субмарина охраняла подступы к героическому острову Ханко. Осенью 41-го лодка с грузом боеприпасов, продовольствия и медикаментов для сражающегося гарнизона острова вышла в Балтийское море, но подорвалась на мине и затонула. Среди 54 членов экипажа был и Семен Гринько. В 2009 г. в ходе строительства газопровода «Северный поток» субмарину обнаружили на 70-метровой глубине, и это место объявили братской могилой. Так была раскрыта тайна гибели экипажа подлодки. Написал о Семене Гринько в ипатовскую районную газету, надеясь, что отыщутся те, кто его знал, но пока родственники молчат. Может быть, переехали, а возможно, никого уже нет в живых.
В ходе поисков я установил имена земляков, которые совершили воинский подвиг, но о них до последнего времени ничего не было известно. Например, уроженец села Безопасного Труновского района Дмитрий Сиволапенко был представлен к ордену Красного Знамени за то, что осенью 41-го в разведке обнаружил брошенные немецкие орудия, привел одно из них к бою и произвел 150 выстрелов, уничтожив 7 вражеских автомашин и рассеяв две роты фашистов. К сожалению, герой погиб весной 43-го на Кубани. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны Михаил Гузеев из села Сухая Буйвола Петровского района, направивший подбитый истребитель на колонну противника. Поиск продолжается…
Смотрите также:
- Одолевшие трех врагов. Как войска «Эдельвейс» отбросили вчерашние школьники →
- «Жив. Помню. Люблю». О чем ставропольцы писали с фронта родным и близким →
- Захоронили на родине. В Ставрополь с Украины привезли останки солдат ВОВ →