Ситуация на дорогах страны пугающая. Не проходит и недели без сообщений об очередной трагедии и гибели пассажиров. Как справиться с бедой?
Досье: | |
---|---|
Владислав Хасанович Коготыжев родился в 1962 году в селении Урух КабардиноБалкарии, в 1984 году окончил Московский автомобильнодорожный институт (МАДИ) по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса, почётный работник госнадзора на транспорте. |
Предложения звучат самые разные, вплоть до запрета перевозок в ночное время. И сегодня гость нашей редакции - замначальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (МТУ Ространснадзора) по СКФО Владислав Коготыжев.
В чем причина?
- Почему ДТП с участием пассажирского транспорта происходят всё чаще? Вроде и не один водитель за рулём, есть смена (как в случае недавней трагедии с автобусом рейса Махачкала-Москва), и дорожное покрытие в норме, и владельцев автопредприятий обязывают следить за соблюдением режима труда и отдыха… Или на самом деле ситуация иная? В чём причины аварий, гибели и травмирования людей?
- На безопасность влияют многие факторы. Если взять только лицензируемый транспорт, то здесь, напротив, имеет место тенденция к снижению аварийности.
Причин же трагедий при пассажирских перевозках немало. Во-первых, в несколько раз увеличилась интенсивность дорожного движения; во-вторых, дисциплина его участников оставляет желать лучшего; в-третьих, перевозками занимаются все, кому не лень, без соответствующей квалификации и стажа работы; в-четвертых, если раньше в каждом регионе было всего несколько предприятий общественного транспорта, укомплектованных специалистами, с собственной производственной базой, имеющих службу обеспечения БДД и т.д., то теперь количество перевозчиков увеличилось в десятки раз. И они, увы, в своем большинстве имеют по одному автобусу, ни производственной базы, ни персонала, что соответствующим образом влияет на обеспечение безопасности перевозок пассажиров.
Контрольные органы, согласно действующему законодательству, могут проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года, а внеплановые выездные – только после согласования с прокуратурой. Мероприятия, направленные на повышение безопасности перевозок пассажиров, требуют финансирования, порой весьма ощутимого (тахографы, аппаратура «ГЛОНАСС»). А перевозчики, и без того стремящиеся к экономии, такие траты воспринимают как угрозу своему скромному бизнесу. А подготовка и повышение квалификации водительского состава в большинстве предприятий проводится только на бумаге.
- И это далеко не вся палитра – нарушений, видимо, множество?
- Наши специалисты во всех регионах СКФО проверки проводят регулярно. Нередко выясняется, что автобусы для перевозки пассажиров используются без права собственности или иного законного основания, в рейсы выходят водители, не являющиеся штатными сотрудниками автопредприятий, места для сидения не оборудованы ремнями безопасности, отсутствует оснащение техсредствами контроля за соблюдением режимов движения, труда и отдыха. Нерегулярно заполняются и регистрируются путевые листы. Согласно законодательству, сегодня вне зоны нашего контроля - грузовые перевозки, перевозки пассажиров по заказу и на такси.
Что касается качества перевозок, улучшить его позволит принятие новых нормативных актов, устанавливающих правовые основания для инспектирования нелицензируемых субъектов, включая школы. Трагедия со школьным автобусом из КБР, попавшим весной 2012 года в ДТП в Ставропольском крае, стала страшным сигналом. Процедура допуска к перевозкам детей должна быть гораздо строже, чем порядок лицензирования регулярных перевозок пассажиров.
Автобусы в возрасте
- Как вы относитесь к предложению «стоп-ночь» - речь о запрете возить людей в тёмное время суток? Какие меры могут предотвратить ДТП с участием общественного транспорта? Какие новые или хорошо забытые правила можно ввести?
- Отношусь положительно. Идея, надо сказать, не новая, в СССР перевозки пассажиров на регулярных маршрутах запрещались с 23-00 до 05-00 часов утра. Но при маршрутах большой протяженности надо создать условия для отдыха водителей и пассажиров вне салонов автобусов, для этого должна быть развита сеть мотелей.
- Как бы вы оценили уровень изношенности автобусного парка? Подготовка водителей, сама система пассажирских перевозок – что требуется изменить в первую очередь?
- Необходимо законодательно ограничивать использование автобусов на коммерческих перевозках пассажиров после 10-15 лет с начала эксплуатации (полный амортизационный срок). Сейчас в рейсы, в том числе и на дальние маршруты, выходят автобусы «сильно изношенные», отбегавшие свой срок в зарубежных странах.
- Пьянство за рулём – не редкость? Поможет ли ужесточение ответственности обуздать любителей спиртного?
- На мой взгляд, это, безусловно, приведет к определенным результатам. Правда, на время - пока не привыкнут к новым штрафам. Но если говорить о водителях пассажирского транспорта, к ним это вопиющее правонарушение относится в меньшей степени.
Смотрите также:
- Более 6000 маршруток и автобусов проверили на Ставрополье →
- На Ставрополье в автобусах ездить опасно →
- За безопасность отвечает завод? →