Кабардино-Балкария в последнее время стабильно входит в тройку самых «горячих» республик Северного Кавказа. Неудивительно, что заседание комиссии при главе КБР по оказанию содействия в адаптации в мирной жизни бывших боевиков вылилось в бурную дискуссию.
Каратели или помощники?
В первую очередь, спорили о том, привлекать ли к этой работе полицию. Одни полагают, что участие людей в погонах снижает доверие населения к этой структуре, другие же считают, что без силовиков в таком непростом деле не обойтись.
Между тем, как сообщил и.о. начальника управления по вопросам безопасности администрации главы республики Борис Кясов, в комиссии рассмотрено 38 обращений, и все они на одну и ту же тему - о применении насилия к бывшим членам НВФ со стороны полисменов. И хотя вопросы эти ставились уже не первый раз, проблема актуальности не теряет.
Понятно, что при таком раскладе говорить о каком-либо эффекте в «разоружении» боевиков не приходится. Странно, что в республике, где привычным стал режим КТО, комиссия до сих пор работает не на постоянной основе. Справедливы замечания участников совещания о том, что к работе в ней следует привлекать людей уважаемых, что упор нужно делать на профилактике, брать на заметку тех, кто не «запятнал себя кровью», но, в силу разных причин, оказывает содействие экстремистам.
«Заблудившаяся» молодежь
Хорошо, конечно, что эксперты не замыкаются на одной проблеме, а ставят вопрос глубже: почему вообще идеология джихада находит все больше приверженцев среди молодежи. При Институте гуманитарных исследований решили создать сектор религоведения и наладить фундаментальные исследования по этой тематике. Но не поздно ли? Отчего не занимались проблемой раньше, лет этак 10 назад?
Из того же ряда – вопрос о строящемся в Нальчике Исламском центре. Это учреждение создается по инициативе муфтиев Северного Кавказа с одной целью – давать молодежи знания о традиционном исламе из достоверных источников. Хорошее начинание тоже реализуется с опозданием: сколько юношей и девушек, «соблазненных» джихадом, уже потеряно для общества…
А тут еще и противоречивая информация в СМИ. Не секрет ведь, что нередко в ангажированной прессе появляются сочувственные статьи о боевиках. Напротив, об их жертвах зачастую молчат.
- Когда от рук бандитов погибли сотрудницы управления федеральной службы исполнения наказаний КБР, позиция общественности никак не была обозначена, - упрекнул журналистов замминистра внутренних дел республики Казбек Татуев.
Говоря же о необходимости амнистии для боевиков, Суфадин Шибзуховиз организации «Мир дому твоему», отца которого убили боевики, подчеркнул: «Амнистия должна коснуться только тех, кто не запятнан кровью».
А заместитель прокурора КБР Артур Маховвидит большую необходимость в подготовке теологов, ибо без специалистов, которые могут переубедить «заблудившуюся» молодежь, не обойтись.
Да и федеральное законодательство не мешало бы доработать: пока у комиссий, занимающихся амнистированием, полномочий не так много, как хотелось бы.
Смотрите также:
- Защита прав человека и Кавказ порой трудносовместимые понятия →
- Война за души. Придет ли новая волна терроризма с Кавказа? →
- Корни зла «войны всех против всех» →